PIPELINE: Как заполнить анкету инвестора?

Для того, чтобы стать частью PIPELINE вам нужно заполнить анкету. Эта инструкция поможет вам правильно заполнить поля.

 

Как определить Тип инвестора?

Rusbase условно выделяет 5 типов инвесторов.

  • Начинающий инвестор (нет опыта инвестирования) - предприниматель, представитель бизнеса, ранее не инвестировавший в другие проекты и выразивший желание инвестировать собственные денежные средства
  • Профессиональный частный инвестор - инвестор, имеющий опыт инвестирования собственных денежных средств в проекты, который может подтвердить факт инвестирования. Подтверждение возможно как с помощью информации из открытых источников, так и конфиденциально.

  • Представитель инвестиционного фонда - cотрудник инвестиционной структуры (VC/PE/УК) любой стадии инвестирования: управляющий партнер, партнер, инвестиционный директор, аналитик, инвестиционный аналитик.

  • Представитель корпоративного фонда – сотрудник корпоративного венчурного фонда: инвестиционный директор, аналитик или инвестиционный аналитик. К этой группе можно отнести руководителей Инвест-департаментов или R&D центров крупных корпораций.

  • Представитель крупной компании (стратег) - сотрудник компании, которая рассматривает инвестиции в технологические проекты в качестве нового направления деятельности или для покупки (поглощения). Такие игроки являются основными потребителями стартапов и их покупателями.

 

Как выбрать отрасль инвестирования?

На этом этапе очень важно правильно указать ваши интересы и направления инвестирования. Речь идет о 4-х больших отраслях (блоках), которые скорее свидетельствуют о вашей экспертизе в той или иной области.

Отвечая на этот вопрос, вы можете выбрать все 4 направления, но все же просим остановиться только на тех, в которых вы готовы инвестировать с вероятностью 99%

  • Интернет-проекты  –  основная деятельность этих проектов связана с работой непосредственно в Интернете: стартапы, связанные с разработкой софта, а также любые web-проекты и mobile-приложения.

  • Телеком/Связь – здесь речь идет о технологиях связи и радио, инновациях для телекоммуникационных операторов и провайдеров. Телеком-проекты сфокусированы на формах связи и любых способах передачи информации на большие расстояния, а также процессах передачи, получения и обработки информации на расстоянии с применением электронных, электромагнитных, сетевых, компьютерных и информационных технологий.

  • Наукоемкие отрасли – проекты, в основе которых лежит научная или высокотехнологичная составляющая: это могут быть Industrial (промышленные) решения, Hardware-проекты, Biomedtech-технологии, инновации в фарме, Cleantech, робототехника, индустрия интернета вещей, новые материалы, Oil&Gas-технологии и разработка различных девайсов.

  • Традиционный бизнес – классические бизнес-проекты, не претендующие на уникальность. Инновации в данном случае - не главное.  Традиционный бизнес - одно из многих подобных предприятий. Открывая такие проекты, легко можно следовать готовым решениям. Более подробное описание принципиальной разницы между стартапом и традиционным бизнесом можно найти в статье.

 

Как выбрать нишу инвестирования?

Выбирая ниши на этом этапе, Вы уточняете свои интересы инвестирования в одной (или нескольких) из указанных отраслей. 

Одна и та же ниша может быть справедлива для нескольких отраслей. Например,  ниша «Строительство» при выборе отрасли «Традиционный бизнес» будет означать желание/возможность инвестировать в конкретные строительные объекты или продажу недвижимости, а при сочетании с отраслью «Интернет-проекты» это говорит о том, что вам интересны ИТ-решения для строительных компаний (как B2B, так и B2C) или (при добавлении ниши «Электронная коммерция») в области продажи строительных материалов.

Вы можете выбрать большое количество ниш, которые своего рода служат тегами (метками) для уточнения ваших общих интересов. Чем больше конкретных ниш вы укажете, тем проще вас можно будет найти со-инвесторам или предпринимателям

 

Что значат раунды и как его правильно указать?

Справедливо отметить, что заполнение этого поля связано с вашими инвестиционными возможностями. Раунд зачастую (хоть и не всегда) соотносят с максимальным возможным чеком (суммой инвестиций $ в проект)  и стадией реализации проекта.  Имея $ 200 000, вы вряд ли сможете составить компанию инвесторам Первого или Второго раундов.

Не указывайте все раунды: это свидетельствует об абсолютном расфокусе вас как инвестора. Заполнение этого поля дает со-инвесторам и предпринимателям понимание, на каком этапе развития проекта к вам обращаться.

  • Посевной – если Вам интересно рассматривать проекты на самых первых стадиях, когда у предпринимателя есть только прототип или MVP. Этот раунд считается самым классическим для венчурного бизнеса, когда часто нет еще подтверждения бизнес-модели, или наблюдается растущий traction (динамичный рост), но при этом проект не генерирует прибыль. Под посевной инвестицией понимается совокупность денежных средств, вложенная в проект с момента его начала (в том числе, и до оформления юрлица), которые принадлежат основателям стартапа и первым инвесторам. В России средний объем такой сделки составляет $ 200 K при верхней границе в $ 500 K, реже до $ 1 mln. Формально за рубежом  сделка в пределах $ 50-150 K называется предпосевными деньгами, и ее проводят так называемые фонды микропосевных инвестиций, которые в России отсутствуют. Вместо них в посевных сделках фигурируют чаще всего сами основатели проекта, члены их семей, партнеры по основному бизнесу (всем им принадлежит большая часть компании), реже - бизнес-ангелы и еще реже бизнес-инкубаторы и акселераторы, выполняющие роль посевных фондов (формально они ими являются далеко не всегда). Последние два типа инвесторов характерным для России образом берут контрольный пакет акций в стартапе – от 33 до 80% и стремятся выйти на следующем раунде из бизнеса, получив наличные деньги с процентами. Сделки на уровне $ 500 K –  $1 mln  на Западе считаются посевными и проходят в основном при участии нескольких инвесторов, получающих миноритарную долю в бизнесе. В России же их количество предельно мало в силу отсутствия инвесторов, готовых вкладывать такие средства без контрольного пакета в стартапе.
  • Первый раунд (A)  - это следующая стадия привлечения капитала в стартап после посевной. В базе сделок под ней понимаются суммы от 1 млн до 5 млн долларов. Это соответствует первому раунду инвестирования, следующему за посевными деньгами, на Западе. Как и за рубежом, инвестиции на Первом раунде поступают от фондов и крупных бизнес-ангелов, со-инвестирующих в расширяемый бизнес. В среднем на этой стадии стартап получает до 3-4 млн долларов в обмен на 30-50% доли – в силу малого числа стартапов с подобными характеристиками венчурных сделок не так много.  Обычно деньги на этом раунде ищет проекты с проверенной бизнес-моделью и хорошей клиентской базой, они привлекают деньги на более активное развитие и масштабирование продукта
  • Второй и последующие раунды (B,C,D,E) - понимаются инвестиции на сумму более $ 5 mln, то есть верхняя граница первого раунда инвестирования и всех других ступеней, предшествующих или продаже компании институциональному инвестору, или размещению стартапа на бирже. Подобные инвестиции характерным для отечественного рынка образом проходят при привлечении иностранных фондов, которые выступают лид-инвесторами, но де-факто основную сумму вкладывают российские инвесторы через иностранные аффилированные компании, выводя сделку из границ российской юрисдикции.

 

Как посчитать общий объем инвестиций?

Если речь идет об инвестиционной структуре, то мы просим указать общий объем фонда, который фиксируется на старте создания.

Если вы являетесь частным лицом или представляете группу инвесторов, то нужно примерное понимание по общим суммам инвестирования на ближайшие 3-5 лет.

В случае, если вы рассматриваете венчур как диверсификацию размещения денежных потоков, укажите тот объем денежных средств, который вы готовы выделить на венчурные инвестиции в принципе

 

Какую сумму лучше указать как максимальную в один проект?

На какую сумму в виде разового платежа (транша) может рассчитывать предприниматель (автор проекта) или со-инвестор.