Архив rb.ru

10 принципов истинного лидера

Архив rb.ru
Мария — Автор издания

Медиа «РБ.РУ»: Архивные статьи

Мария — Автор издания

На что опираются хорошие лидеры, когда принимают решения в бизнесе

10 принципов истинного лидера
Присоединиться

Кризис является хорошей проверкой лидерских качеств руководителей всех уровней. И кризис заставляет переосмыслить принципы лидерства. На основе нынешнего и предыдущих кризисов доктор философии и специалист по вопросам этики в бизнесе Брюс Вайнштейн вывел 10 принципов, которыми следует руководствоваться в своих действиях всем, кто хочет быть истинным лидером.

Брюс Вайнштейн, ведущий колонки на сайте Businessweek.com и частый гость на американском телевидении, считает, что перечисленные ниже принципы надлежит использовать каждому вне зависимости от занимаемой должности - и высшему руководителю компании, и банкиру, и всем прочим людям в бизнесе, чьи решения влияют на благополучие других людей. По его мнению, только руководствуясь этими принципами, можно стать по-настоящему хорошим лидером.

1. Что хорошо для гусака, хорошо и для гусыни

В то время как сотрудники компании оказываются без работы или сталкиваются со снижением зарплаты, не слишком красиво выглядят лидеры, сохранившие заоблачно высокие компенсации и огромные бонусы. Угадайте, как они выглядят в глазах тех, чьи доходы сократились? Брюс Вайнштейн предлагает руководителям следовать примеру Майкла Нилэнда, главы United Rentals, который добровольно на 20% сократил свою зарплату.

2. Знайте продукт

По версии The Wall Street Journal именно готовность инвесторов покупать и продавать финансовые продукты, которые были им понятны не в полной мере, стала главным катализатором кризиса. Сейчас трудно поверить в то, что столь дорогие сделки совершались людьми, которые не знали в точности, что покупают и продают. Но, тем не менее, именно так все и было. Эти сделки позволяли делать деньги почти из воздуха, и никто особенно не пытался разобраться в том, что в действительности происходит. Или был недостаточно смел, чтобы заявить о подозрениях. Как бы то ни было, знание продукта не является чем-то, требующим экстраординарных усилий. Но знать продукт, с которым вы работаете - ваш этический долг перед вашей компанией, вашими клиентами и вами самим.

3. Выигрыш любой ценой - стратегия неудачников

В детстве нас учили, что мы должны относиться к другим людям так же, как хотели бы, чтобы относились к нам. Но многие лидеры в бизнесе, похоже, не восприняли этот принцип всерьез и руководствуются совсем другим: «Взять все, что можно, любым путем». Посмотрите на компании, выдающие кредиты и меняющие процентные ставки в одностороннем порядке, без объяснения причин. Они боятся потерять конкурентное преимущество, и поэтому ведут грубую игру. Подобный подход близорук, нечестен и исключительно плох для бизнеса и ведет к усилению государственного регулирования и контроля. Хорошие лидеры знают, что если они не отрегулируют свои бизнесы самостоятельно, за них это непременно сделает кто-то другой.

4. Говорите правду

Лидер обязан быть честен с акционерами во всех вопросах, которые вызывают их беспокойство. Один из таких аспектов - здоровье лидера. Стив Джобс честно заявил, что берет длительный отпуск по медицинским показаниям. Несмотря на то, что ранее он уже говорил о гормональных проблемах, поползли слухи, что рак, с которым он боролся несколько лет назад, снова вернулся. После его заявления акции Apple упали на 10%, но все же он поступил правильно. Честное лидерство - это говорить о своем здоровье, а также обо всем другом, что может каким-либо образом повлиять на процветание компании.

5. Предотвращайте вред

Когда вы предвидите, что ваше решение может принести вред другим людям, но все же принимаете его, вы безответственны и глупы. Так же, как и все те, кто обогащался, выдавая кредиты людям, неспособным выполнить свои долговые обязательства. Подобные «хищники от бизнеса» не понимают, что в долгосрочной перспективе зло, причиненное ими, к ним же и вернется. В форме банкротства, потери репутации или даже тюрьмы. Хороший лидер понимает, что предотвращение нанесения возможного вреда клиентам - это и этическая ответственность, и мудрая и дальновидная политика ведения бизнеса.

6. Не эксплуатируйте

Воспользоваться ситуацией ради легкой наживы - поведение, несовместимое с хорошим лидерством. В прошлом году после удара урагана Айк компании взвинтили цены на бензин, и это ни что иное как ценовое мошенничество. В краткосрочной перспективе они получили большую прибыль, но что будет в долгосрочной? Например, в штате Нью-Йорк уже более дюжины компании обязаны заплатить внушительные штрафы за ценовое мошенничество после урагана Катрина. Наказание всегда настигает мошенников.

7. Не давайте обещаний, которые не сможет выполнить

А также выполняйте обещания, которые уже даны. Ситуации, в которых мы не только имеем право, но и просто обязаны отказаться от данного обещания, случаются крайне редко. Держать свое слово - это один из важных способов выразить уважение людям. В марте прошлого года производитель напитков Dr Pepper пообещал бесплатные банки содовой «всем в Америке», если сильно запаздывающий альбом группы Guns ´n´ Roses, выйдет до конца года. Альбом вышел в ноябре, а компания оказалась неспособна сдержать свое слово. Хорошие лидеры ведут себя осмотрительно и дают только те обещания, которые в состоянии выполнить. Если же так получилось, что вы не можете сдержать данное слово...

8. Берите на себя ответственность за свои ошибки

Хорошие лидеры не застрахованы от ошибок, но они всегда извиняются перед теми, кого подвели, и делают все возможное, чтобы компенсировать нанесенный ущерб. Когда разразился скандал, связанный с использованием красок, содержащих свинец, при производстве игрушек, глава компании Mattel Роберт Экерт выступил перед сенатским комитетом с признанием, что компания допустила ошибку, «недостаточно контролируя подрядчиков в Китае, чьи игрушки не соответствуют американским стандартам безопасности», и что она сотрудничает с Комиссией по безопасности потребительских продуктов. Наверняка Экерту было непросто признать ошибки и извиниться публично, но найдя в себе силы сделать это, он повел себя как настоящий лидер.

9. Люди важнее прибыли

Слова президента Калвина Кулиджа «Главное дело Америки - это бизнес» цитируют довольно часто - и цитируют неверно. Он сказал: «Главное дело американских людей - это бизнес». Но что не менее важно, после этого добавил: «Конечно, накопление богатства не рассматривается в качестве главной цели существования». Если бы больше людей помнило об этом, возможно, нам не пришлось бы сейчас иметь дело с кризисом. Деньги не имеют ценности сами по себе, они ценны лишь тем, что могут нам дать. С точки зрения истинного лидера, это означает, что наивысшая цель бизнеса (да и жизни) - не в накоплении богатства, а в том, чтобы создавать блага для всех.

10. Будьте добры, а не по-королевски высокомерны

Что действительно ценно в жизни, это достойное человеческое существование. Да, хорошие лидеры стремятся к осуществлению своей миссии, но не ценой благополучия других людей. Некоторым лидерам приходится иметь дело с незавидной задачей - увольнять сотрудников. Быть вестником плохих новостей тяжело, но истинный лидер сумеет это сделать с достоинством, не ущемив достоинства тех, кого ему предстоит увольнять.

Еще одно правило лидера: вы - это не ваша карьера

Если вы страстно любите свою работу, вам повезло. Но страсть может превратиться в одержимость, а в этом нет ничего хорошего. Если работа всей вашей жизни заменяет саму вашу жизнь, пришло время сделать шаг в сторону и переосмыслить приоритеты. Как бы вы ни были удовлетворены, ваша карьера - не самое главное в жизни. Хорошие лидеры не просто находят время для семьи, друзей, личностного развития. Они знают, что это те вещи, ради которых действительно стоит жить.

Истинные лидеры, в какой бы сфере они ни работали, руководствуются пятью фундаментальными принципами: не навреди, совершенствуйся, уважай других, будь честен, люби. Как верно подметил Питер Друкер, недостаточно делать вещи правильно, важно также делать правильные вещи. Хороший лидер думает не только о том, как достичь цели, но, прежде всего, о том, действительно ли цель стоит того, чтобы к ней стремиться.

При подготовке статьи использованы материалы BusinessWeek

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Какими качествами должен обладать современный лидер и как им стать