Архив rb.ru

А вы консультабельны?

Архив rb.ru

Пять ситуаций, при которых консультант не поможет вашей компании

А вы консультабельны?

Как-то я вел переговоры с руководителями крупного промышленного предприятия. Обсуждалась программа консультационных работ. Кто-то из них прочитал книгу о сбалансированной системе показателей. И мои собеседники предложили: поставьте нам эту систему.

«А почему вы думаете, что она решит все ваши проблемы?» - спросил я. «Ну как же, она контролирует исполнение», - последовал ответ. Руководители завода были совершенно уверены, что определять цели и ставить задачи они умеют практически безупречно. Просто сотрудники почему-то целей не разделяли, а поставленных задач не выполняли.

Пришлось напомнить, что, стремясь улучшить организацию в одной точке, можно ухудшить положение в других. «Вы можете просто выполнить этот заказ?» - спросили меня. Я предложил проанализировать, почему же сотрудники столь неохотно выполняют свои функции. Возник новый барьер: «Мы вам сами все расскажем». Предлагаю аналогию: «Если бы врач лечил нас лишь по нашим рассказам о своем здоровье?» Эта аналогия была отклонена, а формулировка заказа осталась без изменений.

Словом, контракт не состоялся. Ну внедрил бы я ему желаемую систему, получил бы вознаграждение и, скорее всего, благодарность. Но строго профессионально - с моей стороны это была бы халтура. Ведь даже из этого краткого диалога видно, что дело там, скорее всего, либо в мотивации, либо в определении функций, либо в подборе персонала, либо в стиле руководства, а может - во всем этом, вместе взятом.

Первый признак неконсультабельного руководителя - нежелание понять, что проблема, с которой он обращается к консультанту, часто не только не единственная, но и не главная в его организации. Более того, она не может быть качественно решена без решения тех проблем, которые ее вызывают.

Второй признак - закрытость. «Нет-нет, - говорят нам, - это конфиденциальная информация, коммерческая тайна. Как можно вам, посторонним людям, так сразу все открыть?». Работа с хорошим консультантом требует аванса доверия ему. И если вы к этому не готовы, вы - не клиент.

Третий признак - предрассудки. Многие руководители находятся в плену стереотипов. Например, командообразование они понимают исключительно как психологический тренинг. Но укрепить отношения в команде можно только в процессе совместного решения общих задач - и прежде всего в работе над стратегией, над реальными изменениями в организации. Чрезмерная психологизация подобных задач часто приводит к разочарованиям.

И наконец, я приведу весьма распространенный пример абсолютно неконсультабельного клиента. Вглядитесь в него внимательно - не знакомы ли вам эти черты? Глава фирмы согласен изменять в организации едва ли не все, но только ничего не менять в себе. Как правило, главный источник беспорядка в таких компаниях один - приказы руководителя, который в какой-то момент ясно и четко обозначает свою позицию: «Я пригласил вас для изменений в организации, а не во мне».

Вы скажете: как же так, полно кругом консультантов, кто с энтузиазмом соглашается ставить заплатки на любые прорехи в бизнесе, совсем не интересуясь ни его сутью, ни его трудностями, легко и быстро делают то, что им говорят, не обременяя своих клиентов сложными подходами и требованиями? Что поделаешь, консультанты, как и все, бывают разные. А в вашей бизнес-среде иначе? Кто-то предлагает марочный коньяк, а кто-то гонит кислое вино. И если вы соблазняетесь последним, а скупитесь на первое или вам лишь бы выпить, то на вопрос, поставленный в заголовке, ответьте себе отрицательно.

Аркадий Пригожин

Опубликовано в газете "Ведомости" 11 октября 2006 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Доверие, эмпатия, лидерство. Какие еще качества предпринимателя помогут собрать эффективную команду?
  2. 2 Как запустить стартап с удаленной командой
  3. 3 Честно преодолевая страхи: как руководителям и сотрудникам пережить реорганизацию компании
  4. 4 Как реагировать на просьбу о повышении зарплаты
  5. 5 В чем преимущества совета директоров и как правильно построить его в компании