Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

А вы уважаете своего начальника?

Архив rb.ru

В отношениях с руководством от любви до ненависти один шаг

А вы уважаете своего начальника?
Вы уважаете своего начальника? А как насчет ваших коллег? Или, может, вы сами – начальник? Тогда рады за вас: большинство подчиненных своих начальников уважают. Кроме того, они могут похвастаться еще и доверительными отношениями с ними.

- Мне попадались только такие начальники, которые добились своей должности самостоятельно, заслужили ее. Одно это уже достойно уважения, - считает журналист Дарья. – С такими, даже если они придираются и заставляют работать сверхурочно, почему-то не обидно: ясно, что ругают только за дело и заставляют переписывать только посредственно написанные материалы. Вот недавно совсем у меня был пример: я торопилась и не проверила факты, излагаемые в статье. Начальник, вычитывая текст, попросил указать ссылку на источник этой не очень-то достоверной информации. Разумеется, я этого сделать не смогла. Тогда мне был устроен показательное выступление с подробными перечислениями моих обязанностей. Обидно было – это да. Но при этом было обидно только на себя. Начальник же проявил свою компетентность – он был прав по всем пунктам. О каком неуважении в такой ситуации можно вести речь!

Психолог Анна Радищева утверждает, что неуважением к своей персоне могут похвастать лишь те руководители, которые вместо реальной работы только имитируют какую-то деятельность:

- Если человека поставили на его пост, но он вдруг потерял уважение коллег, к этому могут привести две причины: или человек, вступив в должность, перестал работать, или он и до этого не очень работал, и был повышен по блату.

У работающей в рекламном отделе крупнейшего российского газового концерна Насти – именно такая ситуация:

- Два года нами руководила очень знающая, опытная и мудрая Елизавета Николаевна. Это была дама в почтенном возрасте, поэтому однажды она просто ушла на пенсию. Вместо нее взяли не кого-то из отдела (например, я очень хотела получить эту должность и целых полгода работала только ради этого!), а непонятную девчонку со стороны. С первых же дней она проявила просто потрясающее незнание отрасли!  При этом она совала нос в любое дело и контролировала абсолютно весь отдел – заглядывала в мониторы, укоризненно качала головой, когда мы шли курить, и выразительно смотрела на часы, если кто-то хотя бы на минутку задерживался. Разговаривать в отделе на посторонние темы сразу стало как-то непринято. В общем, создалась тяжелая атмосфера. И при этом, наша новая «начальница» сама работала из рук вон плохо. Понятное дело,  проникнуться к ней уважением было очень сложно. Так что мы не стали себя утруждать.

Языком цифр

Как говорят сухие факты (устами исследовавших вопрос специалистами рекрутингового агентства Kelly Services), треть сотрудников в России (33%) убеждены, что самой важной характеристикой, отличающей хорошего руководителя, является проницательность, то есть, умение четко различать цели и предвидеть проблемы. 22% считают самым важным стиль руководства, 19% – умение формировать коллектив и работать в команде. Для 13% респондентов важна личность руководителя, а вот такие качества как опыт работы и стиль общения участники исследования считают малозначимыми (5% и 4% соответственно). Еще 4% затруднились с ответом.

Исходя из наличия этих качеств, сотрудники в России оценивают своего начальника в среднем на 6,5 баллов по 10-бальной шкале. Это средний мировой показатель, в большей степени свидетельствующий об удовлетворенности руководством: высший балл – 7,0 – получили руководители в Индии и Канаде; меньше всех довольны своими боссами итальянцы – 5,8.

При этом большая часть работников в России заявили, что не ощущают вклада руководства в собственное развитие: 52% респондентов ответили отрицательно на вопрос «Хорошо ли поработал руководитель на ваш будущий успех?». Только 30% согласились с положительной ролью начальства в их карьере, еще 18% затруднились ответить определенно.

Деспоты и тираны

Отталкиваясь от личности руководителя, каждый третий сотрудник в России охарактеризовал стиль руководства в своей компании как доверительный - 36%. 18% описывают стиль руководства как властный, а 13% и вовсе считают его деспотичным. 17% респондентов говорят о разностороннем стиле управления, еще 16% затруднились с ответом.

Программист Виталий работает в небольшой частной фирме. И ему явно есть, что сказать о своем руководителе:

- Мой – самый настоящий деспот! Он властный, он многого добился сам (в том числе, не самыми добропорядочными методами, вроде взяток и интриг), он, пожалуй, хороший гендиректор. Но с ним очень тяжело находиться рядом, даже если он молчит. Его присутствие давит. И он может очень жестко отчитать любого провинившегося – при всех. При этом сама провинность может быть абсолютно ничтожной – просто сотрудник попался под горячую руку. Так что отношение двоякое: человек грамотно ведет фирму, развивает ее, но кроме этого, он агрессивен и может некрасиво повести себя с подчиненными. Живешь, как на пороховой бочке, что не придает уверенности ни в себе, ни в руководителе.

А Ирина – сама начальник. Она говорит, что заслужить авторитет – дело хлопотное, кропотливое и не терпящее ошибок.

- Оступишься – и помнить об этом будут еще долгое время. Отдельная тема для разговора – уважение со стороны подчиненных-мужчин. Я подозреваю, что в глубине души добиться уважения с их стороны практически нереально. Это заложено генетически: самец должен управлять и руководить. И когда эта установка сбивается – пусть даже по вполне обоснованным причинам, вроде «эта баба работает в сто раз лучше, чем ты», у мужчин начинаются внутренние противоречия. Естественно, это и подколы, и какие-то мелкие саботажи в отношении начальницы. Хотя подобные выпады лечатся обычно короткими и строгими разговорами с обещанием депремирования или увольнения. По моему опыту, уважение в нашем, женском, случае можно заслужить лишь жесткой линией управления. Разумеется, при этом нужно еще и профессионалом быть!

Укрощать и низводить

О том, как укротить своего несносного начальника (пусть даже и вызывающего уважение), читайте здесь. А в целом, как видим, у всех подходы и отношения очень индивидуальные. Кто-то уважает начальника за его целеустремленность, кто-то – за чисто человеческие качества, а кому для уважения требуется успешное сложение всего вышеперечисленного. Но главное, за что боссов можно не уважать – за их стремление быть боссом. Вместо того, чтобы работать и тянуть за собой компанию. У вас, мы надеемся, не такой?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Лекарства вошли в топ-5 популярных трат современной молодежи
  2. 2 Люди продолжат уходить, если не внедрить эти пять принципов в HR-политику
  3. 3 «Robotник» копирайтера: какие задачи можно доверить ChatGPT, а что лучше сделать самому
  4. 4 Компания исследовала 2500 человек, чтобы изучить выгорание — и вот ее выводы
  5. 5 Медцентры теряют 30% обращений — почему так происходит и как с этим работать