А вы знали, что бонусы - это плохо?

Расскажите друзьям
Юлия Судакова
Юлия Судакова

"Пряничная" диета идет на пользу не всем сотрудникам

«Бонусы – это прекрасно! За них все будут работать, не покладая рук», - всегда думали работодатели. И, как выяснили ученые-экспериментаторы, утверждение это оказалось не самым правдивым.

- Когда речь заходит о способах мотивации людей, и некоторые упорствуют, что метод «кнута» неэффективен, я охотно разделяю эту позицию, - говорит бизнес-вумен, основательница одного из крупных  интернет-сервисов Кимберли Уэйсул. – Наказывая людей, вы вряд ли добьетесь от них хорошей производительности. Я и сама прошла через ситуации, когда за низкую продуктивность грозили увольнением – так что понимаю, о чем говорю. Обычно, такие угрозы лишь убивали на корню любую креативность и желание работать. Так что для компании это плохо. Уж лучше поощрять.

Приятно, когда ваш начальник думает именно таким образом. Однако группа американских ученых, проведя кое-какие исследования, объявила, что только «пряниками» кормить сотрудников тоже вредно. Дескать, если отдел продаж обойдется без роскошного корпоратива, хуже, собственно, продажам, от этого не будет.

Интересно, что большинство компаний не готовы допускать разных ученых до изучения своей системы стимулирования сотрудников. Поэтому исследования пользы «пряников» проводились весьма креативным способом.

Индийские пряники


Эти ученые поехали в Индию – в деревню.  Там они предложили местным жителям сыграть в несколько разных игр, в которых требовалась демонстрация разных навыков – от креативности до памяти и двигательной активности. Разным участникам этих игр ученые обещали по четыре, 40 или 400 рупий (это примерно месячная зарплата), если они показывали «очень хорошие» результаты, и половину от этих сумм, если показывали просто хорошие.  И вот, что выяснилось.

Во-первых, небольшой стимул оказался более «долгоиграющим». Всего за четыре рупии участники исследования показывали отличную производительность, которую они могли поддерживать в течение долгого времени.

Во-вторых, большой бонус в данной ситуации погоды не сделал. Лишь в одной из шести игр мотивация получить 40 рупий оказалось сильнее, чем четыре.

Ну, а в-третьих, обещание большого бонуса буквально душило людей. В результате, те, кому обещали за победу 400 рупий, в большинстве случаев проигрывали.

И что в итоге?


Многие компании, говорят ученые, ставят большие бонусы, по привычке думая, что для решения части задач они необходимы как воздух. К тому же, солидной компании нужны соответствующие вознаграждения – чтобы хотя бы имидж соблюсти! Но, судя по всему, прямой зависимости между увеличением бонуса и ростом производительности нет. Хотя нет – иногда она обратно пропорциональна: люди просто «задыхаются» в предвкушении премии.

В общем, посовещавшись, ученые решили, что выхлопа от бонусов меньше, чем затрат. Хотя самим сотрудником, безусловно, приятнее. Но тут уж приходится выбирать: или подчиненных баловать, или фирму «расцветать».

Российский опыт


А вот известный российский топ-менеджер Владислав Мартынов в интервью RB.ru заявил, что больше всего сотрудникам не хватает… эмоциональной мотивации. Деньги и наказания – это уже вчерашний день. Есть более трудоемкий для работодателя, но более эффективный способ заставить (хотя тут больше подходит слово «вдохновить») подчиненных работать: зарядить их эмоциями и верой в собственные силы.

Что касается предпочтений рядовых сотрудников, то тут все предсказуемо до безобразия:

- Меня лишить бонуса или даже просто сократить его? Это единственная мотивация к работе, так что если и ее не будет, тогда уж не знаю… Мне кажется это исследование очень однобоко. Ну, сами посудите, для вас лично будет разница, выплатят вам 4 тысячи в качестве премии за хорошую работу, или 40? Для меня этот вопрос принципиален. Если впереди будут маячить 40 – стараться я буду значительно сильнее!
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

  • Елена Рыбацкая 09:46, 9.11.2011
    0
    Я не знаю, что это были за «ученные» в данном исследовании? Есть люди, которые любят чай, есть, кто любит кофе, а некоторые только воду пью или молоко, другим ничего кроме водки в горло не лезет… Мотивация, это напиток, который хотят выпить, … при условии наличия жажды. А как конкретно мотивировать конкретного человека зависит от его психотипа. Это да же студенты с психфака знают! Как можно говорить о мотивации, без предварительно разделения людей на психотипы с уникальной мотивацией! Это не наука, это пещеры! Что касается бонусов. Бонусы могут быть эффективными примерно в одном случае из пяти. Примерно 20 % людей, относятся к психотипу, который хорошо мотивируется бонусами. Именно этот психотип проще всего достигает успеха в бизнесе и становится начальником. Ну сколько еще можно пытаться создавать невозможное – унифицированную и одинаковую для всех систему мотивации! Это же все равно, что капусту и вишню пытаться выращивать одним и тем же способом.
  • elvirka murzabek 19:51, 29.12.2011
    0
    Но, тем не менее, люди когда работают без бонусов испытывают больше ответственности, потому что если руководство обещало премию за какую либо хорошо сделанную работу, то работник в случае провала думает, что подумаешь откажусь от бонуса, а если за этой работой стояла бы его небольшая зарплата, тогда что?? он из кожи вон лез бы, чтобы сделать работу хорошо и получить ЗАРАБОТАННУЮ ПЛАТУ (зар.плату) Это мое сугубо личное мнение никому его навязывать не могу, но считаю, что в наше время бонусы где то и очень хорошо мотивируют, так что раз на раз никогда не приходится.
Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Big Data Conference
13 сентября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase