Ольга Самофалова
Российский авиаперевозчик не рискнул купить австрийского перевозчика Austrian Airlines
"Аэрофлот" отказался от идеи купить австрийскую авиакомпанию Austrian Airlines. Хотя по сравнению с другими зарубежными активами, к которым присматривался "Аэрофлот", австрийский был самым интересным. В компании объясняют свое решение слишком высокими рисками. Отраслевые эксперты соглашаются, что в условиях ухудшения ситуации в отрасли инвестировать большие деньги в других перевозчиков нецелесообразно. Однако называют и другие риски, отпугнувшие "Аэрофлот", - политические. Впрочем, шансы прорубить "окно" в Европу у российского перевозчика все-таки еще остались.
Сегодня "Аэрофлот" официально заявил об отказе участвовать в приватизации госпакета (42,75%) австрийского перевозчика Austrian Airlines, хотя еще не были объявлены даже условия сделки. В пресс-службе авиакомпании такое решение объясняют тем, что «риск превышает возможную выгоду».
Зачем "Аэрофлоту" на Запад
"Аэрофлот" уже два года пытается прорубить "окно" в Европу, ведь именно она дает ему половину доходов. Чтобы двигаться дальше и получать еще больше доходов, надо летать внутри Европы. Для этого необходима европейская регистрация, которую "Аэрофлот" и хочет купить вместе с долей в одной из западных авиакомпаний.
Экономические риски
Свернув проект по покупке Austrian Airlines, "Аэрофлот" сам зарубил свои амбиции на корню. Впрочем, аналитик «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго оправдывает решение российской компании. В условиях, когда цены на авиатопливо резко подскочили, а отрасль авиаперевозок стала низкодоходным бизнесом, подобные серьезные расходы могут не оправдаться, считает эксперт. Если еще год назад можно было мечтать о покупке крупных иностранных перевозчиков, то сейчас ситуация резко изменилась. Теперь вложенные средства могут не компенсировать расходы сделки. Покупка Austrian Airlines могла бы обойтись "Аэрофлоту" в $3 млрд, что сейчас стало бы большой нагрузкой для него, поясняет RB.ru Шаго.

В прошлом году российскому перевозчику еще удалось получить неплохую прибыль, несмотря на начавшийся осенью бурный рост цен на топливо. Но вот в 2008 году избежать ее снижения из-за продолжающегося роста расходов на авиакеросин не удастся. В этом уверены как отраслевые эксперты, так и сам "Аэрофлот". В прошлом месяце компания снизила свои прогнозные ожидания по чистой прибыли по итогам 2008 года с $500 млн до $400 млн. Какой будет сумма в итоге, никто не знает, потому как неопределенность с ростом цен на авиатопливо продолжается.
«Когда отраслевая рентабельность высокая, развиваться за счет крупных приобретений выгодно. Но когда она низкая, возникает риск, что компания просто выбросит деньги на ветер», - рассуждает Шаго. А если положение в отрасли и дальше будет ухудшаться, то новый актив может привести вообще к одним убыткам.
Политические риски
К экономическим прибавляются и политические риски. Менеджмент австрийской авиакомпании хочет видеть в лице покупателя коллег из ЕС. Правда, Шаго отмечает, что европейские авиакомпании находятся в еще более худшей ситуации, чем "Аэрофлот", поэтому даже меньше будут желать купить Austrian Airlines. Претендентами на участие в приватизации госпакета австрийской авиакомпании кроме "Аэрофлота" назывались Lufthansa, Air France-KLM и Turkish Airlines. Источник в Austrian Airlines говорит, что в понедельник на собрании совета директоров большинство отдало свое предпочтение Lufthansa (передает Economic Times). Впрочем, насколько сильно готова бороться за актив в новых условиях немецкая авиакомпания, сотрудники которой к тому же третий день бастуют и отменяют как внутриевропейские, так и международные рейсы, неясно.
Тем временем, терпящая убытки Austrian Airlines столкнулась в этом году с новыми трудностями (из-за резкого роста цен на керосин). По итогам первого квартала 2008 г. перевозчик получил чистый убыток в размере 60,4 млн евро. Чтобы снизить затраты, авиакомпания отменила часть дальних направлений, включая страны Юго-Восточной Азии. Это привело к снижению пассажирских перевозок в январе-марте 2008 г. на 17% (по сравнению с тем же периодом 2007 г.).
Шансы "Аэрофлота"
Однако на планах "Аэрофлота" выйти на зарубежный рынок все-таки рано ставить крест. Главный российский авиаперевозчик пассажиров вполне может себе позволить вложения в размере $100-150 млн в небольшую иностранную авиакомпании, как, например, сербская JAT, - считает Шаго. К этой авиакомпании российский авиаперевозчик начал присматриваться уже давно. Правда, потом на горизонте замаячили более крупные и потенциально более выгодные на тот момент сделки - приватизация госпакетов итальянской Alitalia и австрийской Austrian Airlines. Однако у Alitalia оказались несговорчивые собственники, которые слишком уж завысили стоимость своего актива (хотели получить 3 млрд евро). Россиянам пришлось отказаться. А подготовка к продаже Austrian Airlines пришлась на слишком неудачное время в отрасли, когда надо думать, как остаться на плаву, а не о новых покупках.
Впрочем, не факт, что единственным светом в окошке для "Аэрофлота" остался JAT. Шаго считает, что "Аэрофлот" легко сможет найти и менее долго думающего над своей продажей маленького перевозчика в Европе, который откроет, наконец, двери на международный рынок. Российская авиакомпания присматривалась ранее также к Czech Airlines.
Сегодня "Аэрофлот" официально заявил об отказе участвовать в приватизации госпакета (42,75%) австрийского перевозчика Austrian Airlines, хотя еще не были объявлены даже условия сделки. В пресс-службе авиакомпании такое решение объясняют тем, что «риск превышает возможную выгоду».
Зачем "Аэрофлоту" на Запад
"Аэрофлот" уже два года пытается прорубить "окно" в Европу, ведь именно она дает ему половину доходов. Чтобы двигаться дальше и получать еще больше доходов, надо летать внутри Европы. Для этого необходима европейская регистрация, которую "Аэрофлот" и хочет купить вместе с долей в одной из западных авиакомпаний.
Экономические риски
Свернув проект по покупке Austrian Airlines, "Аэрофлот" сам зарубил свои амбиции на корню. Впрочем, аналитик «Ингосстрах-инвестиции» Евгений Шаго оправдывает решение российской компании. В условиях, когда цены на авиатопливо резко подскочили, а отрасль авиаперевозок стала низкодоходным бизнесом, подобные серьезные расходы могут не оправдаться, считает эксперт. Если еще год назад можно было мечтать о покупке крупных иностранных перевозчиков, то сейчас ситуация резко изменилась. Теперь вложенные средства могут не компенсировать расходы сделки. Покупка Austrian Airlines могла бы обойтись "Аэрофлоту" в $3 млрд, что сейчас стало бы большой нагрузкой для него, поясняет RB.ru Шаго.

В прошлом году российскому перевозчику еще удалось получить неплохую прибыль, несмотря на начавшийся осенью бурный рост цен на топливо. Но вот в 2008 году избежать ее снижения из-за продолжающегося роста расходов на авиакеросин не удастся. В этом уверены как отраслевые эксперты, так и сам "Аэрофлот". В прошлом месяце компания снизила свои прогнозные ожидания по чистой прибыли по итогам 2008 года с $500 млн до $400 млн. Какой будет сумма в итоге, никто не знает, потому как неопределенность с ростом цен на авиатопливо продолжается.
«Когда отраслевая рентабельность высокая, развиваться за счет крупных приобретений выгодно. Но когда она низкая, возникает риск, что компания просто выбросит деньги на ветер», - рассуждает Шаго. А если положение в отрасли и дальше будет ухудшаться, то новый актив может привести вообще к одним убыткам.
Политические риски
К экономическим прибавляются и политические риски. Менеджмент австрийской авиакомпании хочет видеть в лице покупателя коллег из ЕС. Правда, Шаго отмечает, что европейские авиакомпании находятся в еще более худшей ситуации, чем "Аэрофлот", поэтому даже меньше будут желать купить Austrian Airlines. Претендентами на участие в приватизации госпакета австрийской авиакомпании кроме "Аэрофлота" назывались Lufthansa, Air France-KLM и Turkish Airlines. Источник в Austrian Airlines говорит, что в понедельник на собрании совета директоров большинство отдало свое предпочтение Lufthansa (передает Economic Times). Впрочем, насколько сильно готова бороться за актив в новых условиях немецкая авиакомпания, сотрудники которой к тому же третий день бастуют и отменяют как внутриевропейские, так и международные рейсы, неясно.
Тем временем, терпящая убытки Austrian Airlines столкнулась в этом году с новыми трудностями (из-за резкого роста цен на керосин). По итогам первого квартала 2008 г. перевозчик получил чистый убыток в размере 60,4 млн евро. Чтобы снизить затраты, авиакомпания отменила часть дальних направлений, включая страны Юго-Восточной Азии. Это привело к снижению пассажирских перевозок в январе-марте 2008 г. на 17% (по сравнению с тем же периодом 2007 г.).
Шансы "Аэрофлота"
Однако на планах "Аэрофлота" выйти на зарубежный рынок все-таки рано ставить крест. Главный российский авиаперевозчик пассажиров вполне может себе позволить вложения в размере $100-150 млн в небольшую иностранную авиакомпании, как, например, сербская JAT, - считает Шаго. К этой авиакомпании российский авиаперевозчик начал присматриваться уже давно. Правда, потом на горизонте замаячили более крупные и потенциально более выгодные на тот момент сделки - приватизация госпакетов итальянской Alitalia и австрийской Austrian Airlines. Однако у Alitalia оказались несговорчивые собственники, которые слишком уж завысили стоимость своего актива (хотели получить 3 млрд евро). Россиянам пришлось отказаться. А подготовка к продаже Austrian Airlines пришлась на слишком неудачное время в отрасли, когда надо думать, как остаться на плаву, а не о новых покупках.
Впрочем, не факт, что единственным светом в окошке для "Аэрофлота" остался JAT. Шаго считает, что "Аэрофлот" легко сможет найти и менее долго думающего над своей продажей маленького перевозчика в Европе, который откроет, наконец, двери на международный рынок. Российская авиакомпания присматривалась ранее также к Czech Airlines.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
08 февраля 2023
09 февраля 2023
Популярное
Списки и рейтинги