Анна Сафронова
Пострадавшие в коллапсе намерены требовать деньги через суд, но юристы невысоко оценивают их шансы
Пассажиры, пострадавшие из-за декабрьского транспортного коллапса в "Шереметьево", сегодня попытались подать коллективную претензию на 60 млн рублей к "Аэрофлоту" - базовой авиакомпании аэропорта. Но компания документы не приняла. Пассажиры готовят иск в суд, говорят их представители.
Сегодня несколько часов юрист Сергей Литвинцев провел в центральном офисе "Аэрофлота" - в процессе подачи компании коллективной претензии. Он вместе с юристом Кристиной Каменевой является одновременно и инициатором, и пострадавшим: по воле случая он оказался среди пассажиров задержанных рейсов "Аэрофлота" в период с 25 по 31 декабря 2010 года.
Через блог в ЖЖ и группы в социальных сетях организаторы нашли 600 единомышленников, именно столько претензий они и попытались передать перевозчику. В офисе авиакомпании юристов попросили составить реестр, что было сделано, после чего в приеме претензий было отказано. Пассажиры обратятся в суд, заявляют их представители.
Как сообщил RB.ru Сергей Литвинцев, каждая из претензий предполагает компенсацию приблизительно в 100 тысяч рублей и сфокусирована, главным образом, на требовании возмещения морального ущерба. Кроме того, пассажиры требуют выплаты 3% неустойки, предусмотренной по Закону о защите прав потребителей, и возмещения понесенных материальных убытков.
Изначально подать претензию предполагалось раньше - 24 января, и с большим количеством участников - 1000 человек. То, что пострадавшие пассажиры проявили меньшую активность, чем предполагалось, Сергей Литвинцев объясняет тем, что единомышленников искал через интернет, которым пользуются не все, а также российской апатией и неверием в то, что удастся чего-то добиться.
Через суд или до суда
Отказав пострадавшим в принятии претензий, "Аэрофлот" лишил себя возможности урегулировать ситуацию в досудебном порядке. По мнению Сергея Литвинцева, это было бы со стороны компании наиболее разумным решением. На просьбу RB.ru прокомментировать ситуацию пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Данненберг заявила, что находится сегодня вне офиса и даже не в Москве. Вопрос о том, знакома ли она с требованиями пассажиров, представитель компании также не ответила. Ранее она заявила RB.ru, что о готовящихся претензиях она знает из СМИ, и добавила: "Как суд решит, так и будет".
Эксперты считают, что если компании дорога ее репутация, то дело до суда лучше было не доводить. Павел Карпенко, юрист МКА "Николаев и партнеры", считает, что для того, чтобы не испортить себе имидж, авиакомпании следовало бы попытаться договориться с пассажирами в досудебном порядке. "С другой стороны, если дело будет рассматривать суд, то столь большие суммы в качестве компенсации морального вреда он к выплате не назначит, так что если репутация компании не важна - можно посудиться", - рассуждает он.
Юрист компании SAMETA Сергей Казаков тоже считает, что "Аэрофлоту" стоило попробовать договориться с пострадавшими. "Однако авиакомпании часто идут другим путем: судятся до последней возможности, оттягивая момент "расплаты". Не все пассажиры в состоянии финансово поддерживать судебную войну с авиакомпанией. Таким нехитрым путем отсеивается часть пассажиров. Оставшиеся же иски, даже с оплатой исполнительских сборов, составят по сумме меньше, чем изначально будет заявлено в суды", - подчеркивает он.
О перспективах компенсации морального вреда в суде, на которых сфокусирована претензия пассажиров, все опрошенные RB.ru юристы отзываются неутешительно. "Учитывая складывающуюся судебную практику, вряд ли стоит рассчитывать на адекватный размер суммы, которая может быть взыскана судом. В российской судебной практике на данный момент практически отсутствует методика расчета размера морального ущерба и суммы, присуждаемые истцам в таких случаях, составляют обычно несколько тысяч рублей", - говорит Антон Стружков, директор по правовым вопросам ЮЦ "Глосса".
Павел Карпенко подтверждает: "На практике моральный вред взыскивается крайне редко, а если это и происходит, то суммы составляют около 1 тыс. рублей".
На компенсацию морального вреда рассчитывать можно, говорит Сергей Казаков, но в каждом случае вопрос будет разрешаться индивидуально. "Практика в этом вопросе "плохая". Если моральный вред и будет компенсирован, то суммы будут снижены в разы".
В практике старшего юриста ЮЦ "Глосса" Анастасии Котельниковой самой большой компенсацией морального ущерба была сумма в 100 тыс. рублей, суд обязал ее выплатить медицинский центр, работница которого сломала новорожденному ребенку бедро при пеленании. "Судебная практика складывается печально, пострадавшим пассажирам рассчитывать на такие суммы вряд ли стоит", - считает она. Учитывая это, "Аэрофлоту", по ее мнению, с финансовой точки зрения выгоднее идти в суд (если не брать в расчет репутацию). Анастасия Котельникова сама является пассажиром "Аэрофлота", пострадавшим от предновогоднего коллапса, но подавать на авиакомпанию в суд сочла бессмысленным: "В результате переговоров с представителем перевозчика мне вернули полную стоимость билета, компенсировали стоимость билета на поезд и выплатили компенсацию согласно Воздушному кодексу РФ".
Из всех опрошенных RB.ru юристов наиболее оптимистичен Сергей Казаков, но он подчеркивает, что о реальных шансах пострадавших пассажиров в суде можно говорить, лишь оценивая документы, которые есть у них на руках (кроме авиабилетов). "Предположив на секунду, что все пассажиры, подавшие иск, смогли получить идеальный комплект документов, включая отметки об отмене рейсов и подтверждения, что пассажир прибыл, зарегистрировался и ждал вылета, то у пассажиров есть серьезные шансы получить удовлетворение своих исковых требований. Сумма около 100 тыс. рублей (включая все, что можно "накрутить") вполне реальна как для судебного решения, так и для взыскания", - считает он.
Сегодня несколько часов юрист Сергей Литвинцев провел в центральном офисе "Аэрофлота" - в процессе подачи компании коллективной претензии. Он вместе с юристом Кристиной Каменевой является одновременно и инициатором, и пострадавшим: по воле случая он оказался среди пассажиров задержанных рейсов "Аэрофлота" в период с 25 по 31 декабря 2010 года.
Через блог в ЖЖ и группы в социальных сетях организаторы нашли 600 единомышленников, именно столько претензий они и попытались передать перевозчику. В офисе авиакомпании юристов попросили составить реестр, что было сделано, после чего в приеме претензий было отказано. Пассажиры обратятся в суд, заявляют их представители.
Как сообщил RB.ru Сергей Литвинцев, каждая из претензий предполагает компенсацию приблизительно в 100 тысяч рублей и сфокусирована, главным образом, на требовании возмещения морального ущерба. Кроме того, пассажиры требуют выплаты 3% неустойки, предусмотренной по Закону о защите прав потребителей, и возмещения понесенных материальных убытков.
Изначально подать претензию предполагалось раньше - 24 января, и с большим количеством участников - 1000 человек. То, что пострадавшие пассажиры проявили меньшую активность, чем предполагалось, Сергей Литвинцев объясняет тем, что единомышленников искал через интернет, которым пользуются не все, а также российской апатией и неверием в то, что удастся чего-то добиться.
Через суд или до суда
Отказав пострадавшим в принятии претензий, "Аэрофлот" лишил себя возможности урегулировать ситуацию в досудебном порядке. По мнению Сергея Литвинцева, это было бы со стороны компании наиболее разумным решением. На просьбу RB.ru прокомментировать ситуацию пресс-секретарь "Аэрофлота" Ирина Данненберг заявила, что находится сегодня вне офиса и даже не в Москве. Вопрос о том, знакома ли она с требованиями пассажиров, представитель компании также не ответила. Ранее она заявила RB.ru, что о готовящихся претензиях она знает из СМИ, и добавила: "Как суд решит, так и будет".
Эксперты считают, что если компании дорога ее репутация, то дело до суда лучше было не доводить. Павел Карпенко, юрист МКА "Николаев и партнеры", считает, что для того, чтобы не испортить себе имидж, авиакомпании следовало бы попытаться договориться с пассажирами в досудебном порядке. "С другой стороны, если дело будет рассматривать суд, то столь большие суммы в качестве компенсации морального вреда он к выплате не назначит, так что если репутация компании не важна - можно посудиться", - рассуждает он.
Юрист компании SAMETA Сергей Казаков тоже считает, что "Аэрофлоту" стоило попробовать договориться с пострадавшими. "Однако авиакомпании часто идут другим путем: судятся до последней возможности, оттягивая момент "расплаты". Не все пассажиры в состоянии финансово поддерживать судебную войну с авиакомпанией. Таким нехитрым путем отсеивается часть пассажиров. Оставшиеся же иски, даже с оплатой исполнительских сборов, составят по сумме меньше, чем изначально будет заявлено в суды", - подчеркивает он.
О перспективах компенсации морального вреда в суде, на которых сфокусирована претензия пассажиров, все опрошенные RB.ru юристы отзываются неутешительно. "Учитывая складывающуюся судебную практику, вряд ли стоит рассчитывать на адекватный размер суммы, которая может быть взыскана судом. В российской судебной практике на данный момент практически отсутствует методика расчета размера морального ущерба и суммы, присуждаемые истцам в таких случаях, составляют обычно несколько тысяч рублей", - говорит Антон Стружков, директор по правовым вопросам ЮЦ "Глосса".
Павел Карпенко подтверждает: "На практике моральный вред взыскивается крайне редко, а если это и происходит, то суммы составляют около 1 тыс. рублей".
На компенсацию морального вреда рассчитывать можно, говорит Сергей Казаков, но в каждом случае вопрос будет разрешаться индивидуально. "Практика в этом вопросе "плохая". Если моральный вред и будет компенсирован, то суммы будут снижены в разы".
В практике старшего юриста ЮЦ "Глосса" Анастасии Котельниковой самой большой компенсацией морального ущерба была сумма в 100 тыс. рублей, суд обязал ее выплатить медицинский центр, работница которого сломала новорожденному ребенку бедро при пеленании. "Судебная практика складывается печально, пострадавшим пассажирам рассчитывать на такие суммы вряд ли стоит", - считает она. Учитывая это, "Аэрофлоту", по ее мнению, с финансовой точки зрения выгоднее идти в суд (если не брать в расчет репутацию). Анастасия Котельникова сама является пассажиром "Аэрофлота", пострадавшим от предновогоднего коллапса, но подавать на авиакомпанию в суд сочла бессмысленным: "В результате переговоров с представителем перевозчика мне вернули полную стоимость билета, компенсировали стоимость билета на поезд и выплатили компенсацию согласно Воздушному кодексу РФ".
Из всех опрошенных RB.ru юристов наиболее оптимистичен Сергей Казаков, но он подчеркивает, что о реальных шансах пострадавших пассажиров в суде можно говорить, лишь оценивая документы, которые есть у них на руках (кроме авиабилетов). "Предположив на секунду, что все пассажиры, подавшие иск, смогли получить идеальный комплект документов, включая отметки об отмене рейсов и подтверждения, что пассажир прибыл, зарегистрировался и ждал вылета, то у пассажиров есть серьезные шансы получить удовлетворение своих исковых требований. Сумма около 100 тыс. рублей (включая все, что можно "накрутить") вполне реальна как для судебного решения, так и для взыскания", - считает он.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- 1 Минтранс назвал две самые дешевые авиакомпании России
- 2 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда
- 3 DeepTech в транспортной отрасли: кто инвестирует в наукоемкие стартапы
- 4 Импортозамещение, роботы и решения для здоровья: какие задачи решали сколковские стартапы в 2023 году
- 5 Китайские инновации, которые мы можем использовать уже сегодня
ВОЗМОЖНОСТИ
24 апреля 2024
25 апреля 2024