Александр Хрусталев: "Если компания НДВ "ляжет", то это будет последняя компания в России"

Расскажите друзьям
Екатерина
Екатерина

Глава "НДВ-Недвижимость" рассказал в интервью RB.ru о стратегии выживания в кризис, стоит ли сейчас покупать жилье и о том, как превратить хобби в бизнес.

Фото: РИА Новости


- Как ваша компания переживает кризис и как, на ваш взгляд, руководителю следует строить свою стратегию по управлению компанией?  Правильно ли в кризис  сосредоточиться на внутреннем PR, то есть работать на удержание персонала и его моральную поддержку?


- Стратегия сохранять людей говорит о том, что лодка  идет ко дну или когда она собирается пойти ко дну. Начиная с января мы реализовываем стратегию по выходу из кредитов.

 

- То есть у вас нет кредитов?


- Нет. Вообще. Это позволяет нам быть легкими. Второе – это диверсификация бизнеса. Кризис, каким бы серьезным он ни был, не сможет одновременно ударить по всем бизнесам. Какие-то бизнесы все равно будут жить. Надо смотреть, какие бизнесы живут на Западе – то, что там сейчас успешно и в тренде, это то, что у нас будет выживать, ведь мы отстаем в развитии на 10-15 лет. Понятно, что это продукты питания, это услуги – вот на это нажимать. Что касается персонала: мы в последние два месяца продолжаем усиленную охоту за головами - активно нанимаем сейчас, но раз в год или раз в полгода мы осуществляем стресс-тесты. Потому что сотрудники при росте компании не могут выполнять дополнительные задачи или им это делать некомфортно. Таким людям нужно идти в менее агрессивные компании – НДВ с точки зрения маркетинга и развития очень агрессивная компания. Мы свои щупальца раскинули в торговый бизнес, гостиничный бизнес, рынки, супермаркеты, чего у нас только нет – мы действительно диверсифицированы, есть даже вертолетный бизнес, который реально доходный. Принцип уговаривания персонала неправильный. Нужно, чтобы каждый сотрудник нашел цель и определил этапы и шаги для ее выполнения (долгосрочный, краткосрочный, среднесрочный). Когда каждый определит цели, можно уйти от этой страшной вещи под названием кризис. Реально мы не ощущаем кризис – я могу сказать, что выручка, начиная с июля, у нас растет. Одновременно я понимаю, что немногие российские бизнесы до этого доходят, и поэтому их ждет мутация. Они не будут работать в классической модели. Например, мы смотрим на коммерческую недвижимость – большие магазины раньше состязались, у кого больше площадей. Сейчас этого не надо - у нас все уходит в онлайн торговлю. Строили "Евросеть", "Связной", "Эльдорадо" - поражали всех количеством своих точек, но зачем теперь они нужны? Сделайте хороший сайт с хорошим интерфейсом, наладьте службу доставки и получите нормальный сервис с точки зрения продаж. 

 

- Но сами ритейлеры говорят, что онлайн-торговля не может заменить полностью оффлайн, нужно развивать мультиканальность…


- Если мои 2000 магазинов через 3 года заменят (не надо будет 2000 магазинов, а надо будет 500), моим 15000 сотрудников надо будет искать работу. Зачем мне магазин на первой линии, если я могу посмотреть все на сайте.

 

- У вас выручка растет по всем сегментам?


- У нас рост по вторичке, новостройкам, по аренде - за счет того, что многие руководители начали разбираться в себе, работать на удержание, заняли оборонительную позицию, а я пошел в нападение. В этот момент я отвоевывал рынок. Что такое 5% московского рынка – это увеличение количества сделок на 2000 в год. Моя экспансия заключается в том, что я продолжал идти против ветра - в тот момент, когда все идут в защиту, я иду в нападение. Как в футболе, эта половина поля становится свободной – ее надо занимать.

 

- В связи с уходом с рынка части игроков (например, закрытием магазинов) что происходит в коммерческой недвижимости?


- Происходит мутация бизнеса. Экспансия, строительство, декларация экспертов (которые декларировали в угоду девелоперам, застройщикам, банкам), что необходимо 5 млн кв. метров.  Надо смотреть на динамику рынка: а надо ли рынку 5 млн кв. метров, надо ли рынку Сити столько метров, который сейчас стоит полупустой и неудобный? Зачем мне снимать эти офисы за тысячи долларов, если мой персонал уже почти весь работает удаленно?  Мне не надо много места. Я сам работаю всегда  - я работаю и в машине через планшет, у меня под 300 камер на объектах: вывожу на планшет и вижу, что происходит на моих проектах.

 

- Резюмируя: ваша стратегия в кризис в том, чтобы отказаться от долговой нагрузки, диверсифицировать бизнес и проводить постоянную оценку персонала?


- Да, и еще - не надо бояться, реально деньги есть, хотя наша экономика получила удар. Я ожидал, что будет хуже. Нас больше пугали. Все у нас нормально, я смотрю спокойно на ситуацию. Я готов дальше двигаться – если компания "НДВ" ляжет, то это будет последняя компания в России.

 

- В чем отличие этого кризиса от кризиса 2008 г., как вы считаете?


- Мы дедолларизованы. В 2008 г. мы были в долларах и мы упали, потому что не было спроса. Сейчас все девелоперы упали в долларах на 25%, а рынок спокоен. Раньше вся недвижимость продавалась и сдавалась в долларах. В последние 3-5 лет все в рублях. Сейчас никто не пытается привязать себя к доллару – так любой девелопер убьет себя. Я сам не стал переводить свои сбережения в рубли, хотя они у меня разложены, но я спокойно к этому отношусь: чуть-чуть где-то потерял…

 

- Это не чуть-чуть, это 30%...


- Рынок упал в долларах, в рублях он стабилен. Мы каждые две недели поднимаем цены – в связи с ростом этапов строительства и ростом спроса – это рыночная фиксация.

 

- Спрос и выручка растут, потому что люди побежали спасать деньги в недвижимости?


- Недвижимость – одно из самых стабильных мест для сохранения капитала, но нельзя последние деньги нести в недвижимость, в любом случае нужно раскладываться: нужны кэш, бизнес и недвижимость. Не надо из бизнеса вытаскивать деньги.

 

- Если у человека есть накопления, но ему не хватает на квартиру и ему нужна ипотека, стоит ли покупать сейчас?


- Спокойно можно брать: я ожидаю роста цен на 10-15% - это будет корреляция, потому что возросли расходы на стройматериалы.

 

- У нас большая доля импорта?


- Процентов 40%. Сейчас происходит большая заменяемость, но лифтовое, инженерное оборудование, чиллеры, кондиционеры в основном импортируются.

 

- То есть вы настроены оптимистично?


- Внутренний рынок есть, сельское хозяйство растет – я много общаюсь с министрами, с бизнесменами. Реально бизнес вкладывается в сельское хозяйство. Не исключено, что мы будем вкладываться. Это очень перспективная отрасль: хорошие технологии в птице, молоке, которые дают хорошую рентабельность. Наше сельское хозяйство развивается.  Краткосрочно мы потеряли, но в долгосрочной перспективе Европа и Америка потеряют больше. Мне кажется, плохо будет только в коммерческой недвижимости. Не нужно столько строить. У нас столько компаний нет, у нас бизнеса такого нет, мы не растем.

 

- Если нам не надо строить офисы, значит, у нас не будет такого количества рабочих мест?


- Во-первых, у нас много сейчас офисов свободных. Во-вторых, т.к. происходит мутация бизнеса, много офисных помещений появится в московском регионе – часть помещений в Московском регионе высвободят, часть подразделений переведут в Московскую область, где более дешевая аренда.

 

- Расскажите про ваш вертолетный бизнес, как вам удалось хобби превратить в бизнес? 


- Все сидели в тишине продавали по 2-3 вертолета в год и радовались, тут пришел Саша Хрусталев, который за год съел 85% рынка продаж вертолетов России и захватил 15% мировых продаж вертолетов.

 

- Сейчас удачное время, чтобы продавать вертолеты?


- Сейчас удачное время - строить правильный цивилизованный бизнес.

 

- Как вам удалось занять 15% мирового рынка?


 - Маркетинг, хорошая подача, различные роуд-шоу…

 

- Вы сами ездите на роуд-шоу?


- Я их устраиваю. Для этого надо сделать несколько правильных шагов. Не пытаться, как у нас принято, собрать 200 человек и побухать. Нужно поработать с безопасностью, с их возражениями ("А что такое вертолеты? Зачем он нужен?"). Когда ответишь на эти вопросы, их количество увеличится. У меня сейчас в учебном центре учатся более 100 курсантов. Это потенциальные покупатели. Это не просто вертолетики продаются,  это целое огромное предприятие из 12 компаний –  группа компаний по ремонту, по сборке вертолетов, сертифицированный центр.

 

- Их покупают для бизнеса?


- Для бизнеса и в частных целях. Они просто нужны. Благодаря им мы сделали много полезного. Это не всегда коммерческая история. Мы, например, ищем пропавших людей, это такая наша волонтерская деятельность.


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Russian Internet Week – RIW 2018
21 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase