Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Алексей Комиссаров: Как я создавал свой бизнес

Архив rb.ru
Мария — Автор издания

Медиа «РБ.РУ»: Архивные статьи

Мария — Автор издания

$100 стартовый капитал, помещение с отсрочкой, оборудование в лизинг

Алексей Комиссаров: Как я создавал свой бизнес

Хотите создать бизнес, но вас останавливает отсутствие стартового капитала? Алексей Комиссаров, генеральный директор компании «Авторемонтные системы», член совета директоров Тверского лакокрасочного завода и руководитель бизнес-инкубатора АНХ, создал бизнес с нуля, имея в кармане лишь $100. О том, как ему это удалось, почему у гаражных бизнесов больше шансов преуспеть, и как получить поддержку бизнес-ангела, он рассказал в интервью RB.ru.

RB.ru: Алексей, расскажите, пожалуйста, как складывалась ваша карьера, что предшествовало и способствовало решению о создании своего бизнеса?

А.К.: Как только я окончил школу в 1986 году, я принял принципиальное решение, что должен сам себя обеспечивать. Конечно, какое-то время я продолжал жить с родителями, но, по крайней мере, денег на карманные расходы у них не брал. Несмотря на то, что я учился на дневном отделении института, я все время где-то работал. Времена были непростые, я трудился и водителем на скорой помощи, и таксистом, и дворником, и сторожем, и стеклопротирщиком, и продавцом, и коровники в Финляндии убирал - всего и не перечислишь. Профессии были не слишком престижные, но я этого не стеснялся тогда и не стесняюсь сейчас.

Работая инструктором в автошколе, я параллельно организовал бизнес по ремонту автомобилей и чуть не вылетел из института. Это требовало много времени и сил. Именно там я набил первые шишки и понял, что некоторые вещи я делал неправильно.

А на последнем курсе института я устроился на работу в компанию, которая занималась прокатом автомобилей с водителем, в основном для иностранцев. Водителем я проработал недолго, потому что руководство узнало, что я без пяти минут инженер. Мне предложили должность инженера по комплектации, я стал заниматься заказом запчастей для автомобилей. За несколько месяцев у меня произошел карьерный взлет: от водителя до инженера, от инженера до директора магазина. При этом я еще умудрялся все это совмещать с учебой.

Именно тогда я увидел новую возможность, тренд, но директор компании мое предложение не поддержал. У меня осталось к нему очень теплое отношение, он очень хороший человек и многому меня научил. Кстати, люди, которые от него уходили очень часто открывали свой бизнес.

Я решил сам реализовать свою идею - создать компанию по подбору краски для автомобилей. Сбережений у меня не было, так что стартовый капитал составил $100.

RB.ru: И этого хватило, чтобы начать бизнес с нуля?

А.К.: Как видите, да. Конечно, $100 - это совсем мало. Я нашел ужасное помещение, но за него можно было начать платить через 2 месяца. То есть не предоплата, а наоборот, отсрочка платежа. Под честное слово взял старое оборудование под подбору краски в лизинг, пообещав, что буду постепенно за него расплачиваться. Первый комплект материалов мне тоже дали под честное слово. Взять на работу было некого, потому что платить зарплату было нечем. Поэтому первое время мне помогала моя жена, хотя я категорический противник совместной работы супругов. Мы просто договорились, что это временно. Потом, когда требовались дополнительные деньги, я их занимал под безумные проценты - под 10% в месяц. Вот так все и началось.

RB.ru: Сколько времени потребовалось для того, чтобы бизнес начал приносить прибыль?

А.К.: Примерно полгода. Чем меньше стартовые вложения, тем быстрее они окупаются. А через полгода ко мне присоединился мой нынешний партнер. До этого у нас с ним уже был очень хороший опыт совместной работы. Если бы не этот опыт, мы бы, наверное, не стали бы вместе делать бизнес и не смогли бы так долго оставаться в таких хороших отношениях.

С Сашей Гореловым мы вместе учились в институте и в какой-то момент решили купить машину, одну на двоих, чтобы зарабатывать на ней частным извозом. Денег у нас практически не было, мы что-то заняли и поехали в Коканд, Ферганскую область. В то время там было чрезвычайное положение, все было страшно и плохо, а мы, двадцатилетние дурачки, поехали туда, потому что там из-за всего этого можно было дешево купить машину. Мы ее действительно очень дешево купили и с приключениями, но все же добрались на ней домой. Это была очень старая «копейка», и мы на протяжении нескольких лет вдвоем по очереди ее эксплуатировали. Сутки через сутки, двое через двое - у нас были разные графики. Но именно этот опыт и мне, и Саше дал уверенность в том, что впоследствии мы сможем любой бизнес делать вместе. Ведь конфликтных ситуаций могло возникнуть очень много, но мы всегда находили из них выход. Вот, например, сегодня автомобиль сломался. Кто его должен чинить? Я, потому что я его использовал, или мы оба, потому что машина старая? И таких нюансов было много.

Благодаря Саше в нашем бизнесе произошел очень важный перелом. Когда я начинал бизнес, он был рассчитан на владельцев автомобилей. А с Сашей мы перешли на другой уровень - занялись продажей оборудования, то есть фактически стали создавать конкурентов самим себе. Конечно, были сомнения, правильно ли мы поступаем, но мы все же начали продавать оборудование для подбора краски. И это был качественный скачок. К счастью, мы тогда правильно разглядели тенденции. 

RB.ru: Насколько тяжело делать нечто, от чего все вокруг отговаривают?

А.К.: Очень тяжело, но, наверное, это и отличает успешных предпринимателей. Хотя я не хотел бы о себе столь высокопарно выражаться. В принципе, любой прорыв в бизнесе всегда связан с движением против потока. Двигаясь в общем потоке, невозможно совершить прорыв.

RB.ru: Как разглядеть тенденции? Насколько большую роль играет везение?

А.К.: Я думаю, тут важно сочетание интуиции, везения, которое, конечно, тоже нужно, и упертости. К сожалению, я сейчас вижу, что у многих молодых ребят есть такое представление о бизнесе: вот возьму деньги, открою ресторан, и он будет сам собой приносить прибыль. Может быть, так и бывает, но я не встречал подобного. Создание бизнеса требует колоссального личного участия и выносливости - не отступать, делать. Если это есть, то можно и горы свернуть.

RB.ru: У какого бизнеса больше шансов выжить и преуспеть? У того, который начинался в гараже за $100, или у того, который сразу получил достойное финансирование?

А.К.: У того, который начинался в гараже, я в этом даже не сомневаюсь. Разговоры вроде «дайте мне денег, и я построю бизнес» - это уже не про бизнес. Потому что предпринимательство - это реализация возможностей за пределами имеющихся ресурсов. Если все ресурсы есть, это уже не предпринимательство. Если всего хватает или даже в избытке, это расслабляет, и ничего хорошего не выйдет. Мне сейчас присылают много проектов для бизнес-инкубатора, и меня поражает, когда в бизнес-плане по несложному проекту, где еще ничего нет, уже заложен штат в 100 человек. Это уже не бизнес, это что-то другое.

RB.ru: И часто такие проекты попадаются?

А.К.: В виде готового проекта - нечасто, а в виде подхода - часто. Начинающий предприниматель должен быть голодным. У него должен быть драйв и страстное желание что-то сделать. Есть предприниматели, у которых на момент запуска нового бизнеса уже были деньги, но у них была очень сильная тяга к преодолению препятствий, каким-то новым свершениям.

Очень тяжело долго заниматься одни и тем же бизнесом, ничего не меняя. Сергей Выходцев говорит, что максимум 3-5 лет, а потом устаешь. У нас тоже цикл составляет 3-5 лет - мы не меняем бизнес, но переходим на новый этап или запускаем какой-то новый проект. Вокруг одного стержня, но, тем не менее, что-то новое. Иначе становится скучно.

RB.ru: А как привлечь финансирование инвесторов, бизнес-ангелов?

А.К.: Инвесторы обычно не готовы финансировать проект с самого нуля. Традиционное финансирование своего бизнеса состоит из 4F: founder (основатель), family (семья), friends (друзья), fools (дураки). Причем последние - дураки в хорошем смысле слова, потому что эти люди зачастую совсем даже не глупы. Это просто противопоставление бизнес-ангелу, который, несмотря на свое красивое название, все-таки инвестор и ориентирован на получение прибыли при выходе из проекта. Так вот эти дураки - это люди, которые вкладываются в классный проект, ничего особенно там не считая, и иногда они в итоге могут оказаться намного умнее бизнес-ангела. Один из самых известных примеров - первоначальное вложение одного «дурака» в компанию Body Shop 4 тысяч фунтов, которые через некоторое время превратились в 42 миллиона!

Что касается привлечения финансирования, ни один бизнес-ангел, ни один венчурный фонд не вложится в проект, в который основатель ничего не вложил сам. Хотите получить финансирование - сначала сделайте что-то. И ни один бизнес-ангел не хочет платить зарплату бизнесмену. Если ты предприниматель и считаешь, что твой бизнес «выстрелит», работай за долю в бизнесе. В противном случае это поиск хорошей и интересной работы за чужой счет и без каких-либо обязательств.

Если вы - создатель стартапа, у вас еще есть возможность стать резидентом бизнес-инкубатора АНХ. Кампания по отбору первых резидентов вышла на финишную прямую, но до 20 сентября вы еще можете подать заявку на официальном сайте.
Резиденты получат помощь в «упаковке» проектов, смогут заполнить пробелы в бизнес-образовании и консультироваться с экспертами. Кроме того, им на год будут предоставлены офисные помещения и оргтехника. Все услуги будут бесплатными. Проекты, не прошедшие отбор, но заинтересованные в инкубаторе АНХ, смогут посещать мероприятия и образовательные программы наравне с резидентами. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В кофематы Unicum встроят голосового помощника
  2. 2 Как найти персонального ассистента
  3. 3 На TechRec 2024 расскажут, как грамотно внедрить ИИ в HR
  4. 4 Google не будет заявлять права на контент, сгенерированный сервисами на основе ИИ
  5. 5 В «ТКС Холдинге» назвали вероятную оценку «Росбанка» в рамках интеграции
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти