Алексей Комиссаров: Как я учился в Kingston business school

Расскажите друзьям
Мария
Мария

Как выбрать бизнес-школу, и что в действительности дает бизнес-образование

Учиться в бизнес-школе, совмещая это с растущим бизнесом и заботой о семье, сложно. Но игра стоит свеч, если вы точно знаете, для чего вам нужен МВА. Своим личным опытом с RB.ru поделился Алексей Комиссаров, генеральный директор компании «Авторемонтные системы», член совета директоров Тверского лакокрасочного завода и руководитель бизнес-инкубатора АНХ. В интервью он рассказал о том, как выбирал школу, учился, и что получил помимо диплома.

Принятие решения

RB.ru: В какой момент вы осознали необходимость получения бизнес-образования?

Алексей Комиссаров: Это был 2000 год, прошло уже 6 лет с тех пор, как я получил первое образование и начал собственное дело. Бизнесу пора было расширяться, он нуждался в более грамотном финансовом руководстве. К тому же мы стали больше общаться с западными партнерами. До этого я все делал буквально «на коленке». Тогда я понял, что необходимо учиться.

По первому образованию я - инженер, экономических знаний на тот момент у меня почти не было. Лишь те, что удалось почерпнуть из книг и личного опыта. Хотелось эти знания систематизировать и понять, что правильно, а что - неправильно. Но при этом хотелось получить самый передовой опыт. Тогда я стал искать бизнес-школу.

Выбор школы

RB.ru: По каким критериям вы выбирали бизнес-школу?

А.К.: Для меня были принципиальны два момента. С одной стороны, мне хотелось найти самую лучшую бизнес-школу. И было совершенно очевидно, что лучшие бизнес-школы - это, конечно, западные бизнес-школы. Наше бизнес-образование пока не может быть хорошим, просто потому что появилось совсем недавно, нет ни опыта, ни кейсов, ни, самое главное, преподавателей. Теоретики, которые вчера преподавали марксистско-ленинскую философию, а сегодня читают лекции по маркетингу - не самый привлекательный вариант. Так что я искал западную бизнес-школу с хороший репутацией, с хорошими отзывами.

С другой стороны, я не был готов уехать на два года - бизнес был на подъеме, семья, маленькие дети. Поэтому я искал вариант, чтобы и бизнес-школа была западная, хорошая, и отрыв был минимальный. Я был готов ездить туда-сюда, рассматривал разные варианты.

Так я нашел британскую Kingston business school. Я съездил в Лондон, пообщался, посмотрел. Школа мне понравилась.

RB.ru: Изучали ли вы рейтинги бизнес-школ? Оказали ли они влияние на ваш выбор? 

А.К.: Да, я изучал рейтинги. Kingston business school, конечно, была не в первой десятке, но она была в рейтинге. На тот момент в Москве было довольно много совместных программ с западными бизнес-школами, которых в рейтингах не было вовсе. К тому же мои британские коллеги хорошо знали Kingston и хорошо отзывались о ней.

У нас в школе помимо стандартных процедур поступления проходили собеседования. Это важный момент для обеих сторон. С одной стороны, оценивают и отбирают студентов. С другой стороны, собеседования проводят британские профессора, которые очень открыты и стимулируют поступающих задавать больше вопросов. Мне они очень понравились. Они очень открыты, полны энтузиазма, у них горят глаза. Это так отличалось от того, что я видел, когда получал первое образование.

Процесс поступления был достаточно прост. Главными факторами отсева были результаты собеседования, знание английского языка (требовался определенный уровень) и наличие опыта. На курс принципиально не брали людей без нескольких лет опыта руководства. Никаких вчерашних студентов.

Процесс обучения

RB.ru: Как выглядел процесс обучения?

А.К.: Меня привлекло то, что обучение в основном проходило в Москве. Это был мой первый опыт знакомства с Академией народного хозяйства, поскольку это была совместная программа Kingston business school и АНХ.

Лекции читали британские преподаватели, все они приезжали в Москву. Мы проводили недельные сессии, и они были очень напряженные. Все начиналось в 9 утра и продолжалось до позднего вечера. Примерно до 18:00 длилась сама учебная программа, а после мы продолжали самостоятельную работу: готовили презентации, обсуждали кейсы. Работали и в выходные. А в воскресенье вечером обычно был выход куда-нибудь, чтобы расслабиться и неформально пообщаться.

RB.ru: Приходилось ли вам ездить в Лондон?

А.К.: Да, но лишь несколько раз. В основном для того, чтобы познакомиться с университетом, поработать в библиотеке. Поездки были не столь напряженными, как сессии в Москве. Хотя все равно эти два года были самыми тяжелыми в моей жизни. Это не только мои ощущения, другие студенты тоже говорили об этом.

RB.ru: Произошел ли в процессе учебы «переворот сознания»?

А.К.: Наверное, «переворот сознания» происходит у тех, кто до того не имел большого бизнес-опыта. Я ничего подобного не испытал, но ярких эмоций и впечатлений хватало. Все они были положительные. Один из моментов, который был особенно непривычен - это взаимоотношения между слушателями и преподавателями. Они очень близкие и очень уважительные с обеих сторон. Отношение совсем не такое, как у нас к студентам в институте. Конечно, это МВА, студенты постарше и с опытом, у многих из них есть чем поделиться не только с коллегами, но и с самими преподавателями. Но все же это явно специфика западного образования.

Ученик - это равный тебе человек, у которого есть свое мнение, у которого должно быть свое мнение. За два года ни разу не было такого, чтобы кто-то из преподавателей сказал: «Нет, ты неправ, твое мнение неправильное». У нас было очень много обсуждений бизнес-кейсов, и всегда любое мнение уважалось. Да, иногда нам профессор мог сказать: «Я бы все-таки сделал больше упор на это»...

Поражало не только уважение, но и открытость. Абсолютно все преподаватели давали свои мобильные телефоны и адреса электронной почты. Им всегда можно было написать или позвонить, проконсультироваться по какому-то вопросу. И они всегда отвечали оперативно и конструктивно.

В то же время была поразительная строгость в следовании правилам и нормам. Например, каждый блок заканчивался сдачей письменной работы. Работа сдавалась в электронном виде и проходила проверку, чтобы там не было фрагментов текстов из Интернета, статей или других курсовых работ без соответствующих ссылок на авторство. За плагиат отчисляли. Строго соблюдались дедлайны. Мне запомнился случай, когда после курса мы были в гостях у одного из преподавателей, провели замечательный вечер, пили пиво и общались на самые разные темы. После этого я улетел по работе в Америку. Дедлайн по очередной работе был через три дня, и я написал преподавателю коротенький e-mail, в котором объяснил, что я в срочной командировке, не успеваю сделать работу в срок, и спросил, можно ли сдвинуть сроки. Ответ был очень короткий: «Нет, это невозможно». То есть вне зависимости от каких-либо неформальных личных отношений, работа должна быть сдана в срок. И это очень здорово и правильно. Это дисциплинировало. У меня это вызывало уважение, хотя и было тяжело.

RB.ru: Одно из важных преимуществ обучения в западных бизнес-школах - это мультикультурная среда и возможности нетворкинга. Вас не смущало отсутствие всего этого?

А.К.: Нетворкинг был и есть. Мы продолжаем общаться со своей группой, для нас это важно и полезно. Многие из одногруппников уехали работать в другие страны, и мы не потеряли с ними связь. С одним из них я недавно встречался в Швейцарии. Он уже 7 лет живет и работает в Женеве, у него семья, ребенок. Он рассказал мне о плюсах и минусах жизни за границей, а я ему - о плюсах и минусах жизни в России. И мне было интересно, и ему.

В моем бизнесе мне не так важны международные связи. Мне просто приятно общаться и узнавать что-то новое от людей, работающих на хороших постах в интересных компаниях. Такой неформальный взгляд на то, что происходит в каком-то банке, нефтяной компании или где-то еще.

Результаты обучения

RB.ru: Что вы ожидали от МВА и что в итоге получили?

А.К.: В чем-то я получил даже больше, чем ожидал. А в чем-то - да я, собственно, так и делал, только не знал, как это называется по-умному, по-научному. Но это тоже хорошо. Я убедился, что какие-то вещи делаю правильно. Что меня приятно удивило, и чего я не ожидал - мне стало на порядок легче общаться с западными партнерами. Особенно, с крупными корпорациями, где высокие позиции занимают выпускники МВА. Это сразу чувствуется по сленгу. Когда мы опознавали друг в друге выпускников МВА, это, во-первых, как-то сразу сближало. А во-вторых, очень многие действия становились предсказуемыми.

RB.ru: Что, по вашему мнению, дает МВА, а чего не дает?

А.К.: Мне кажется, самое главное, что дает МВА - это разносторонний опыт. И взгляд на бизнес «с высоты птичьего полета». То, что наши западные коллеги называют helicopter view. Для меня это было не столь  ново, ведь я был руководителем собственной компании и отвечал за все направления бизнеса. Но те мои одногруппники, кто имел четкую специализацию (например, финансы, маркетинг), сделали немало открытий.

Когда меня попросили написать пару слов для брошюры о программе, я вспомнил свой опыт занятий мотоспортом. В шоссейно-кольцевых мотогонках очень важно, когда входишь в поворот, смотреть на выход из него. При этом перифирийным зрением нужно очень четко контролировать, что происходит вокруг-противников, которые иногда находятся в нескольких сантиметрах от тебя, состояние асфальта, показания приборов и т.п. И вот как раз такому стратегическому видению, учат на МВА, давая при этом знания во всех областях бизнеса.

Чего не дает МВА? Мне кажется, многие люди, особенно в России, идут на МВА, имея завышенные зарплатные и карьерные ожидания. Они думают, что работодатели будут их с руками отрывать и платить безумные зарплаты. Но этого обычно не происходит. Я не искал работу, но могу судить как работодатель. Я не возьму на работу человека только за то, что он окончил крутую бизнес-школу. Важен опыт, адекватность. При этом я хочу подчеркнуть, что я сторонник любого образования. Современный бизнес настолько быстро меняется, что знания, полученные десять лет назад, уже не так актуальны.  Кстати, сейчас я снова учусь - в лондонском Институте директоров. Учиться никогда не рано и никогда не поздно. Просто не надо переоценивать ценность самого диплома.



Комментарии

  • Сергей Камышников 21:21, 26.06.2010
    0
    Да ничего они не дают эти школы! Только учат говорить красиво и быть лояльными монополиям.
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase