Алкогольный рынок оправился от внедрения ЕГАИС

Расскажите друзьям
Николай
Николай

В 2007 г. российские производители алкоголя смогли увеличить производство

Российское производство крепкого алкоголя в 2007 г. на 10% превысило показатель 2006 г. и почти вышло на уровень 2005 г., когда над отраслью еще не начался эксперимент по внедрению ЕГАИС. Участники рынка утверждают, что своего основного результата - снижения нелегального производства спиртного ЕГАИС не достиг.

Росстат подвел итоги ушедшего года для российских производителей алкоголя. В 2007 г. в России было произведено 131,5 млн декалитров (дал) водки и ликероводочных изделий, что на 9,9% больше, чем в 2006 г., говорится в исследовании, которое оказалось в распоряжении газеты "Коммерсантъ". До внедрения ЕГАИС в 2005 г. было выпущено 132,4 млн дал спиртных напитков.

По почти всем остальным позициям алкогольного рынка также наблюдался значительный, хотя и не такой высокий как в 2006-м, рост. Виноградных вин в 2007 г. выпустили на 8,8% больше, чем годом ранее - 51,2 млн дал, шампанских и игристых вин было произведено на 40,4% больше - 21,6 млн дал, коньяка - на 24,9%, 8 млн дал.

Водки больше, вина меньше

В 2007 г. производители крепкого алкоголя смогли значительно увеличить выпуск продукции. Объясняется это тем, что рынок, с одной стороны, смог, наконец, приспособиться к работе с Единой государственной автоматизированной информационной системой по учету производства и оборота спирта и алкоголя (ЕГАИС), а с другой - сама ЕГАИС значительно сократила подконтрольные ей сферы.

После тяжелейшего кризиса всей алкогольной отрасли, когда производители, оптовики и импортеры из-за нескоординированной деятельности и медлительности чиновников фактически не могли законно производить, ввозить и торговать спиртным, отрасль пришла в себя. Наладилось производство акцизов, худо-бедно заработала сама информационная система.

Однако самый позитивный эффект оказался от корректировки планов внедрения самой системы. Из-под обязательного контроля ЕГАИС вывели сначала розничных торговцев, а затем и оптовиков, на год (до 1 ноября 2008 г.) отсрочили введение ЕГАИС в автоматизированном режиме для производителей. Таким образом, из трех сфер, которые изначально должны были контролироваться в ЕГАИС, - производство, опт/импорт и розница - в ЕГАИС осталось лишь производство.

С другой стороны, преодоление кризиса ЕГАИС и снятие запрета на импорт вина из ряда сопредельных стран привело к тому, что успехи российских производителей вин и коньяков в 2007 г. оказались скромнее рекордных показателей за 2006 г., когда, например, отечественные производители вина показали прирост в 48%, а коньяка - 41,6%. Воспользовавшись моментом, когда на рынок перестала поступать доступная по ценам импортная продукция, производители смогли увеличить поставки. Однако за 2007 г. образовавшаяся ниша оказалась заполнена, и частично восстановился импорт, поэтому темпы прироста оказались ниже.

Коктейли

Единственными аутсайдерами года стали производители слабоалкогольных коктейлей, у которых выпуск снизился по сравнению с предыдущим годом почти в полтора раза. Объясняется такое падение тем, что с 1 января 2007 г. в два раза вырос акциз на спирт, в результате чего стоимость коктейлей, которые предназначены, в основном, для дешевого сегмента рынка, значительно выросла, и многие компании просто ушли с рынка.

С 1 января 2008 г. акциз для производителей коктейлей снижается, однако восстановить утраченные позиции в ближайшее время производителям не удастся, считают эксперты.

Зачем была нужна ЕГАИС

Таким образом, пережив кризис, российская алкогольная отрасль вернулась на исходные позиции. Производство легального алкоголя не выросло, а уровень потребления контрафакта и суррогата, уверены участники рынка, сохранился неизменным. Зачем был нужен в таком случае ЕГАИС, неясно.

Участники рынка и эксперты утверждают, что все дело в том, что идея с ЕГАИС изначально была неудачной. В стране существует группа людей, которая не может позволить себе покупать легально произведенную водку, минимальная стоимость которой - 70-80 рублей за бутылку. И сколько бы запретов ни вводилось, эта категория потребителей будет находить способ купить алкоголь дешевле. Поэтому изменить ситуацию, считают участники рынка, можно, лишь снизив спиртовой акциз, на который в стоимости бутылки водки приходится около 50%.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Russian Internet Week – RIW 2018
21 ноября 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase