Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

American Airlines и British Airways хотят монополизировать небо Атлантики

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Однако ЕС выступает против создания компаниями мегаальянса

American Airlines и British Airways хотят монополизировать небо Атлантики
Антимонопольные органы ЕС в очередной раз рушат планы British Airways и American Airlines по объединению в новый трансатлантический мегаальянс, который они мечтают создать вот уже 13 лет. По мнению регуляторов ЕС, слияние в предложенном виде нарушает антимонопольные законы Евросоюза.

American Airlines и British Airways впервые заявили о своих планах создать альянс, курирующий трансатлантические полеты, еще в 1996 году. Однако эти планы до сих пор остаются мечтами. Власти США и Европы боятся объединения крупнейшего мирового авиаперевозчика с крупнейшим европейским перевозчиком, так как вместе они могут монополизировать воздушное сообщение между американскими и европейскими городами, в первую очередь между Нью-Йорком и Лондоном.

Этим летом American Airlines, British Airways, а также Iberia в очередной раз вернулись к своей идее, заявив 14 августа о подписании соглашения о сотрудничестве на рейсах между Северной Америкой и Европой. Новый альянс может помочь им сократить топливные расходы, которые становятся непосильными в условиях кризиса и стремительного роста цен на топливо.

На страже порядка

Однако регулятор ЕС заявил сегодня о вынесении предупреждений British Airways, American Airlines и Iberia о том, что создание ими альянса, курирующего все трансатлантические маршруты, может нарушить антимонопольные правила Евросоюза. Антимонопольное ведомство направило трем авиакомпаниям, которые являются членами альянса Oneworld,  "заявление о возражениях" еще в прошлом месяце, пишет AFP.

"В соответствии с этим соглашением, стороны намерены совместно управлять расписанием, объемом и ценообразованием, а также делиться доходами от трансатлантических маршрутов между Северной Америкой и Европой", - говорится в сообщении ведомства. "Комиссия считает, что это соглашение может нарушить европейские правила по ограничению деловой деятельности", - заявили в ЕС.

Что хотят перевозчики

American Airlines, British Airways и Iberia хотят объединить усилия для выполнения полетов по территории США, Мексики, Канады и стран ЕС, а также Швейцарии и Норвегии. Перевозчики объясняют, что объединение позволит сделать перелеты и стыковки более удобными, позволит предложить пассажирам более гибкое расписание и расширит возможности программ поощрения часто летающих пассажиров. Авиакомпании смогут предлагать пассажирам направления, не развиваемые ими ранее по экономическим соображениям. И главное, что соглашение также позволит сократить расходы, привлечь новых клиентов и облегчить бремя высоких цен на топливо.

Слияние также даст возможность альянсу oneworld, членами которого являются American Airlines, British Airways и Iberia, более эффективно конкурировать с другими глобальными альянсами, уже получившими антимонопольный иммунитет на трансатлантических направлениях. В частности такой иммунитет имеют 6 авиакомпаний альянса SkyTeam и 9 авиакомпаний Star Alliance. Между тем, комиссия ЕС отметила сегодня, что ведет параллельное расследование в отношении четырех членов альянса Star Alliance, а также продолжает проверку некоторых участников из группы SkyTeam.

Попытки получить небо над Атлантикой

Палки в колеса крупнейшим авиаперевозчикам постоянно вставляли регулирующие органы ЕС и США. Это уже третья провалившаяся попытка British Airways и American Airlines получить одобрение на создание альянса, заявляя, что он необходим для конкуренции со Star Alliance и SkyTeam. В 2002 году Министерство транспорта США даже дало компаниям зеленый свет на создание этого альянса, однако при этом поставило такое условие, которое сами авиакомпании посчитали невыполнимым и до поры до времени отказались от планов создания совместного трансатлантического предприятия. Американское ведомство требовало предоставить американским конкурентам взлетно-посадочную полосу в Хитроу для 16 рейсов в день. Оба перевозчика решили, что в одиночку вести бизнес будет выгодней, чем на таких условиях. Американские власти тогда, как и сейчас власти ЕС, пытались сохранить условия свободной конкуренции на рынке трансатлантических авиауслуг. 

Игра на выживание

Предлагаемое слияние British Airways и American Airlines нанесет ущерб конкуренции на трансатлантических маршрутах, неоднократно заявлял глава компании Virgin Group Ричард Брэнсон. "Если слияние BA и AA будет одобрено, то для пассажиров, работников, а также честной и здоровой конкуренции, это будет иметь катастрофические последствия, - заявлял ранее глава Virgin Group. - Не имеет смысла поощрять конкуренцию, если доминирующим перевозчикам будет позволено увеличить свое господство путем установления собственных цен и графиков полетов". По словам Брэнсона, если слияние этих компаний будет одобрено, то он не сможет гарантировать выживание Virgin Airlines.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter