Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Американцы подают в суд на Exxon, Chevron, BP за спирт в бензине

Архив rb.ru
Николай

Николай

Борцы за права потребителей в США подают в суд на нефтяников за разбавленный спиртом бензин

Американцы подают в суд на Exxon, Chevron, BP за спирт в бензине
К крупнейшим нефтяным компаниям США подан коллективный иск, в котором производителей бензина обвиняют в том, что они, сильно разбавляя бензин этиловым спиртом, не предупреждают потребителей о том вреде, который такой бензин может причинить технике. Этот иск обострит непрекращающиеся споры о том, лучше или нет обычного бензина топливо с использованием или на основе этанола, в том числе и полученного из сельхоз сырья.

7 апреля американская адвокатская контора Kabateck Brown Kellner, специализирующаяся на потребительских делах против крупных корпораций, подала групповой иск против компаний Exxon, Chevron, BP, Shell, Valero, Tesoro, ConocoPhillips, Tower Energy, PetroDiamond и Big West.

Как утверждается в иске, крупнейшие производители бензина США, разбавляя ради экономии свой продукт этаноловым спиртом, "забывают" предупреждать потребителей о побочных эффектах, которые такой бензин несет для техники, хотя сами прекрасно осведомлены о его свойствах. При этом в условиях, когда нефть дорожает, добавляя в бензин до 10% спирта, который к тому же позволяет повысить октановое число бензина, компании неплохо зарабатывают, утверждают истцы.

В то же время, высокое содержание спирта в бензине, наносит значительный вред технике. В первую очередь, это касается лодочных моторов и катеров. Этанол разрушает бензобаки, сделанные из стекловолокна - этот материал широко применяется именно при строительстве водной техники. Так что, как говорится в пресс-релизе Kabateck Brown Kellner, групповой иск подается от лица всех калифорнийских владельцев лодок с бензобаками из стекловолокна, а также всех, кому из-за "этанольного" бензина приходилось заменять бензобаки. Нефтяные компании пока никак не отреагировали на иск.

Лить ли спирт в бензин

На сегодняшний день иск против нефтяников является первым делом такого рода. Однако о проблеме этанола в бензине и этанольного топлива вообще говорят уже давно, и единого мнения по этому вопросу нет. В США эта проблема стала актуальна после того, как власти официально запретили использовать в бензине в качестве присадки, повышающей октановое число топлива, метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ).

Выяснилось, что бензин, содержащий это вещество, после сгорания в двигателе серьезно загрязняет окружающую среду. Из выхлопов МТБЭ накапливается в почве и воде. После запрета американские нефтяники решили повышать октановое число топлива с помощью спирта. Содержание спирта в бензине в отдельных марках топлива доходит до 10%.

При этом известно, что спирт в бензине, во-первых, понижает его эффективность, так как этанол содержит почти на треть меньше энергии, чем бензин. Во-вторых, высокое содержание этанола в бензине требует использования специальных двигателей. Так, в США и Бразилии, массово выпускаются автомобили, которые могут ездить как на бензине, так и на этаноле. Одно из важных отличий этих двигателей от обычных в том, что в частях мотора, которые омываются бензином, нет деталей, выполненных из резины, алюминия и некоторых других материалов.

Это объясняется тем, что спиртовое топливо (которое дешевле бензинового) может разрушать такие детали. Однако в обычных двигателях, не предназначенных для этанольного топлива, такие детали есть. Более того, этанол в бензине может выполнять роль растворителя. Попадая в двигатель, который до этого работал на бензине без этанола, спирт может быстро размыть осадок, который накапливается на стенках. Когда вся эта грязь попадает в карбюратор, двигатель глохнет, а зачастую требуется его переборка.

И, наконец, еще одна неприятная для бензиновых двигателей особенность спирта - это то, что он "притягивает" воду. Особенно болезнен этот вопрос для владельцев водной техники. Когда в бензобаке залито топливо со спиртом, велика вероятность, что при попадании определенного количества воды в мотор, что для катера неизбежно, топливная смесь распадется на фракции - бензиновую и водно-спиртовую, которая, попадая в двигатель, глушит его.

Все эти проблемы, актуальны для США, где велико количество владельцев моторной водной техники. Как сообщали газеты, например на Гавайях, после того, как компании стали поставлять этанольное топливо, владельцы лодок начали специально закупать для своей техники бензин без содержания этанола.

В России спирт в бензобак не нальют

Стоит отметить, что российским автолюбителям проблема спиртового бензина скорее не угрожает. В действующем сейчас техрегламенте по автомобильному бензину, содержание этанола не регулируется, однако, как заявил RB.ru аналитик департамента нефтепереработки компании ТНК-ВР Богдан Волостригов, российские производители почти не используют этанол, предпочитая компоненты, производящиеся на собственных установках. Кроме того, в России активно применяется и запрещенный в США МТБЭ.

С 1 января 2009 г. в силу вступит новый техрегламент (подробнее - в допматериале), в котором прямо указано, что содержание этанола в бензине не может превышать 5% - для любого двигателя это вполне "посильная" концентрация. Что касается МТБЭ, то он попадает в группу эфиров, максимально допустимое содержание которых в топливе допускается на уровне 15%.

Биоэтанол или бензин

Между тем, популярная в последние годы тема использования биоэтанола - то есть спирта, полученного из органики - до сих пор вызывает неоднозначную реакцию. С одной стороны, биоэтанол более экологичен, дешев и (в предназначенных для этого двигателях) ничем не хуже бензина. С другой - биоэтанол менее энергоемок - то есть на литре биоэтанола можно проехать меньше километров, чем на литре бензина. И что важнее - до сих пор не ясно, как переключение сельхозпроизводителей на выпуск биоэтанола отразится на рынке продуктов питания и не будет ли вызванный этим рост цен на еду еще более вредным для экономики, чем рост цен на нефть.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter