Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Антитабачный закон развалит малый и средний бизнес

Архив rb.ru

Но не повлияет на количество курильщиков в России

Антитабачный закон развалит малый и средний бизнес

Законопроект об ограничении продажи и употребления табака прошел тернистый путь межведомственного согласования от Минздрава до ГосДумы,  будучи препарированным лучшими умами научного и экспертного сообщества. Тем не менее, итоговый документ по-прежнему содержит запрет на демонстрацию сигарет в витринах и продажу в киосках. При этом, как показывает западный опыт, это меры, абсолютно беспомощные, с точки зрения сокращения числа курильщиков, но вполне действенные, если стоит задача развалить мелкий розничный бизнес, увести продажу табака в тень и создать комфортные условия для контрабандистов и других представителей преступного сообщества.
 

Ни одно из государств, в числе которых Канада, Исландия, Тайланд, не может похвастаться резким спадом потребления исключительно благодаря запрету на выкладку. Более того, есть официальная статистика органов власти, доступная всем желающим в открытых Интернет-источниках. Ежегодные отчеты о доле курящего населения статистической службы Исландии утверждают,  что доля курящих граждан в возрастной категории от 15 до 19 лет в 2001 году, когда состоялось введение запрета на выкладку, выросла с 14,4 до 17,5 %.  Опыт Канады также не вселяет оптимизма – с 2006 по 2008 год среднее количество выкуриваемых несовершеннолетними сигарет выросло с 12,6 до 14,5 в день.
 

Запрет выкладки сигарет, как и запрет продаж сигарет в киосках, фактически убирает сигареты под прилавок – в прямом и переносном смысле. Снижается прозрачность торговых операций и эффективность  контроля соблюдения правил торговли. Открываются новые возможности для сбыта поддельного и нелегально ввезенного товара. Например, в Канаде в период запрета выкладки табачных изделий государство ежегодно теряло до 2 миллиардов канадских долларов в виде неуплаченных налогов. На примере первых итогов введения в действие запрета продаж пива в киосках с января 2013 года,  становится очевидно, что контролировать  соблюдение такого запрета проблематично, а экономические стимулы нарушать его крайне высоки.   
 

Учитывая масштаб российского табачного рынка, отсутствие таможенных границ с соседями по Таможенному Союзу, протяженную внешнюю границу с Китаем и отсутствие уголовной ответственности за нелегальную торговлю табаком, такие запреты лишь усугубляют и без того значительный риск  притока подделок и контрабанды.  По самым скромным подсчетам, если  в России  уйдет в тень лишь 10% рынка, по аналогии со средним показателем по  Европе, вовлеченные в продажи табака ОПГ могут заработать около 2-3 миллионов долларов ежегодно.  Одни подпольные производства Китая своими мощностями (около 150 млрд. сигарет в год) в состоянии насытить половину российского рынка в самые короткие сроки.
 

Наконец, депутаты изъяли из закона единственную меру, которая дает быстрый и практически гарантированный эффект, если надо заставить человека бросить курить. Формулировка статьи о минимальной цене из рабочей превратилась в абсолютно недееспособную, и, что еще более удивительно, минимальная цена де-факто будет устанавливаться не государством, а производителем. В соответствии с п. 3 ст. 13 «Минимальные розничные цены устанавливаются на уровне 75 процентов от максимальных розничных цен, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации». Если вспомнить, что максимальные цены на сигареты устанавливает сам производитель, становится очевидным, что на практике данная норма никоим образом не меняет положение дел с ценообразованием, в какой-то мере даже усугубляя ситуацию.  
 

Получается, что общего для всех минимального порога для цен в рознице,  как не было, так и нет, и максимальная розничная цена  пачки сигарет все так же может устанавливаться производителем на сколь угодно низком уровне.  При этом,  у каждого наименования сигарет с фильтром имеется как максимальная, так и минимальная цена. То есть, сигареты премиального сегмента с МРЦ 80 руб. могут продаваться в диапазоне от 80 до 60 рублей. Сигареты дешевого сегмента с МРЦ 25 руб., соответственно, продаются в диапазоне от 25 до 18 руб. 75 коп.  Таким образом, государство формально соглашается с тем, что дешевые сигареты могут стоить еще дешевле.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter