"АРТ ПИПЛ": Мы Строим Города

Расскажите друзьям
Ланита
Ланита

Проект в рамках Параллельной программы 4-й Московской биеннале современного искусства

Разросшийся до монструозных размеров постсоветский мегаполис вбирает в себя все противоречия современности. Здесь сосуществуют первый и третий мир одновременно: экстаз потребления и экстремальная бедность, новая эстетика и бесформенность голой жизни. Здесь распад прежних социальных институтов и инфраструктур сопровождается нагромождением новых форм. Здесь проходят основные дорожные и миграционные пути сообщения, так, что сам город превращается в огромную транзитную зону, по которой кочуют потоки людей. Здесь сосредоточен культурный и финансовый капитал, поэтому сюда стекается рабочая сила, круглые сутки занятая строительством.

Сложность и запутанность реконфигураций мирового рынка меняет формы города, что позволяет говорить А. Негри об имперской логике захвата и колонизации мегаполисом новых территорий и человеческих ресурсов. Город расползается на километры, становится безмерным, поглощая все, что встречается на его пути. Город больше никого не исключает, его ризоматичные и децентрированные структуры открыты для каждого. Имперская логика захвата выражается в отсутствии ограничений, таким образом, линия горизонта городского пространства отодвигается все дальше и дальше, она съедает маленькие деревни и разоряет поселки, разрушает сложившиеся нормы городской жизни, производя новые модели общежития. Время и пространство современного города разрушают утопическую централизацию прошлого, и как справедливо отмечает Рэм Кулхас, город теряет математическую строгость разметки и планирования, оказываясь средоточием junk spaces – бесформенных и гибридных образований.

Опыт существования в городском пространстве сегодня находится в фокусе внимания самых разнообразных художественных проектов. Обращаясь к контексту московской художественной сцены, можно выделить развитие двух противоположных художественных стратегий. С одной стороны – это включение или активное погружение художника в социальную среду. Так, Алина Гуткина пытается артикулировать альтернативные формы жизни, которые сложились внутри уличных субкультур. Ее граффити являются своеобразным интерфейсом между улицей, как открытым публичным пространством, и галереей, как пространством закрытым, где существует возможность репрезентации (эстетизации) этих форм жизни. Анализом сложившихся форм жизни в современном городе также занимается Таус Махачева. В своих видео работах она

разоблачает механизмы биополитики: всевидящее око скрытых камер, принуждение к повседневной дисциплине. В логике активного включения действует также Хаим Сокол, который собирает на городских свалках, «обочинах» современной жизни свои редемейды: орудия труда рабочих, детские игрушки, иными словами лишние вещи лишних людей.

С другой стороны можно говорить об интересе к городским инфраструктурам и архитектуре. Антропология материалов городской среды является основой творческого метода Саши Сухаревой, которая обращается к анализу высокотехнологичных материалов холодного мира современной архитектуры. Игорь Битман переводит случайные фрагменты городских инфраструктур в формат цифровой реальности пикселей. Надежда Бушенёва создает макеты вымышленных зданий, обращаясь к утопическим проектам раннего авангарда, в попытке осмыслить взаимосвязь между прошлым и современностью. В смятых фотографиях старых недействующих советских помещений Валентина Ткача можно увидеть попытку обращения к проблеме заброшенных мест (abandon spaces), где остановилось производство, и целые районы в социальном отношении постепенно вымерли. Заброшенность и антигуманистический облик постсоветских городских сооружений и инфрастуктур также лейтмотив скульптурных композиций Александра Повзнера.

Интерес к городскому пространству для многих художников связан с осмыслением универсальных трансформаций, которые так же отражаются в меняющейся постсоветской реальности. При всем различие авторских проблематик мы можем говорить о едином рефлексивном стержне работ, который направлен на осмысление процессов перекройки городского пространства в последнее десятилетие: джентрификация, переход к постфордизму, возникновение новых форм жизни, проблематизация соседства советского и постсоветского, заброшенного и нежилого. Пульсирующая, конвульсивная реальность современного российского мегаполиса, в которой приходиться жить и работать художнику, является фоном и контекстом его творческой активности, и этот контекст, как показывает практика, художники не желают больше игнорировать.

                                                                                                                        

галерея АРТ ПИПЛ / ART PEOPLE gallery

Москва, Космодамианская набережная, 40/42

+7 (916) 603-06-32, +7 (495) 951-7075

www. artpeoplegaleri.ru

artpeoplegaleri@mail.ru

 

Галерея АРТ ПИПЛ / ART PEOPLE gallery




Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase