Архив rb.ru

Аутплейсмент - исключение из правил

Архив rb.ru

Бывшая табельщица цеха N3 завода "Новомосковскбытхим" (контрольный пакет акций которого принадлежит компании Procter&Gamble;) Анна Нагибина и не подозревала, что когда-либо ей придется работать в салоне красоты L´Oreal, расположенном на Кутузовском проспекте.

Аутплейсмент - исключение из правил
Присоединиться

Бывшая табельщица цеха N3 завода "Новомосковскбытхим" (контрольный пакет акций которого принадлежит компании Procter&Gamble;) Анна Нагибина и не подозревала, что когда-либо ей придется работать в салоне красоты L´Oreal, расположенном на Кутузовском проспекте. Нагибиной повезло - она прошла курс в центре переподготовки персонала P&G; "Старт", где и получила новую специальность - парикмахер-визажист. Отучившись в "Старте" и закончив стажировку в салоне L´Oreal, она устроилась на работу в салон "Локон" в своем родном Новомосковске. Переобучение Нагибиной обошлось ее прежнему работодателю - компании P&G; - в сумму, превышающую $1000. Причем Анна Нагибина - лишь одна из более чем 1000 сотрудников, сокращенных в результате реструктуризации комбината и получивших возможность овладеть новой специальностью за счет международной компании.

Все дело в том, что более пяти лет назад компания P&G; приступила к реализации своего инвестиционного проекта стоимостью $50 млн в Новомосковске (Тульская обл.). В рамках этого проекта компании предстояло сократить более 1000 сотрудников "Новомосковскбытхима". Тем не менее сокращенные сотрудники вряд ли затаили обиду на нового хозяина. Во-первых, большинство из них при увольнении получили неплохой компенсационный пакет - выходные пособия в размере от 2 до 4,5 годовых окладов, а во-вторых, им была оказана помощь в дальнейшем трудоустройстве. Эту миссию и выполнял центр переквалификации кадров "Старт", на открытие и эксплуатацию которого компания P&G; потратила около $1 млн.

Помощь в налаживании работы этого центра оказывало австрийское кадровое агентство OBS. "В нашем законодательстве нет такого закона, который бы обязывал компании помогать в трудоустройстве уволенным работникам, говорит Светлана Толмачева, генеральный директор представительства компании Drake Beam Morin Inc. (DBM), специализирующейся на оказании услуг по аутплейсменту. - Но дело в том, что крупные мультинациональные компании тратят огромные деньги на создание положительного имиджа - на рекламу по телевидению, в СМИ и. д. На фоне этого деньги, затраченные на помощь уволенным сотрудникам, - не такие большие расходы, но также помогают создавать положительный имидж компании".

В новомосковском центре давали традиционные рабочие специальности - водитель, монтажник, штукатур. Но некоторые счастливчики с помощью "Старта" получили навыки визажиста или стали автомеханиками по ремонту иномарок. "Это был первый и единственный в России частный центр переквалификации кадров", - говорит Николай Подъячев, директор Новомосковского фонда занятости. Почему был? P&G; объявил о завершении кадровой реструктуризации на предприятии в Новомосковске и передаче государству своего центра "Старт". Как сообщили в "Новомосковскбытхиме", кадровые перетряски на комбинате, где осталось работать около 700 человек, закончились. "Сокращений на заводе в этом году больше не будет. Мы даже подумываем о найме новых сотрудников", - сказал Юрий Обозов, начальник отдела кадров "Новомосковскбытхима".

Российский опыт пригодился и другим офисам компании P&G; два года спустя после открытия центра переквалификации "Старт" подобные центры появились в Китае и Аргентине. Не только создание собственного центра переподготовки уволенных, но и сами случаи аутплейсмента рядовых сотрудников в России скорее исключение, чем правило. Аутплейсмент (помощь увольняемым сотрудникам в трудоустройстве), применяемый за рубежом уже не одно десятилетие, плохо известен в России. По словам Светланы Толмачевой, даже мультинациональные компании в России обычно ограничиваются тем, что заказывают индивидуальные программы по аутплейсменту лишь для оставшихся не у дел топ-менеджеров (часто экспатов). Рядовым сотрудникам приходится руководствоваться принципом "помощь утопающему - дело рук самого утопающего".

Одним из редких исключений стало закрытие подольского ООО "Тетра Пак Луч" ( (предприятие компании Tetra Pak, производящее оборудование для изготовления упаковочной тары) летом прошлого года. Потерять работу предстояло более чем 170 работникам. Компания Tetra Pak заказала аутплейсмент увольняемых фирме DBM. "Конечно, надо отдать должное Tetra Pak. Корпоративная культура этой компании всегда предполагала заботу о своем персонале, - говорит Александр Карпов, бывший HR-менеджер подольского завода "Тетра Пак Луч", а ныне директор по персоналу предприятия "Истра-Нутриция", производящего детское питание и молочные продукты. - Оказанная нам помощь случай для российской действительности просто уникальный". Программа распространялась как на топ-менеджеров, так и на рядовых рабочих. Правда, в зависимости от уровня сотрудника программы различалась по объему и продолжительности, но, по словам Толмачевой, все они имеют одинаковую основу - четыре взаимосвязанных модуля.

Первый модуль программы DBM заключается в комплексной оценке профессионального опыта специалиста. "Цель этого модуля - дать человеку понять, в чем он был наиболее успешен", говорит Толмачева. Второй этап подготовка "эффективного" резюме. Следующий модуль - анализ рынка труда. "Для того чтобы получить работу, не нужно отправлять свое резюме в 500 компаний. Достаточно проанализировать и выделить те фирмы, в которых могут быть заинтересованы именно в его профессиональном опыте", - говорит Толмачева. Четвертый этап обучение искусству самопрезентации, прохождения собеседования. По словам Александра Карпова, проработавшего в Tetra Pak пять лет, отзывы его коллег на программы были только положительные, "практически все бывшие сотрудники были трудоустроены". Как рассказала Светлана Толмачева, затраты на аутплейсмент сопоставимы с расходами на услуги по подбору персонала. "Индивидуальные программы стоят от 10% до 25% от годового оклада специалиста", - говорит она.

Юлия Фалькевич, Сергей Рыбак

Опубликовано в газете
"Ведомости" 14 февраля 2005 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter