Авария на атомной подводной лодке в Приморье унесла жизни 20 человек

Расскажите друзьям
Владимир
Владимир

ЧП на подлодке, предназначавшейся для Индии, ударит по имиджу российского оружия

В минувшую субботу на борту новой российской атомной подлодки "Нерпа" в Японском море произошла авария, приведшая к гибели 20 человек, еще 21 госпитализирован с отравлением. Авария случилась на ходовых испытаниях при передаче лодки военным - сработала система пожаротушения, в итоге в два отсека был подан ядовитый газ фреон.  

Атомная подлодка проекта 971 была заложена на Амурском судостроительном заводе в 1993 году, но из-за нехватки средств строительство было заморожено. Достраивали ее уже на деньги Индии, которая заплатила за субмарину $650 млн. Передать лодку индусам планировалось еще год назад, однако сроки были сорваны. В минувшую субботу подлодку все-таки выгнали в море для передачи российским военным. Поэтому на ее борту находилось много гражданских специалистов (от завода - 127 инженеров и рабочих), всего 208 человек вместе с военными. 

Об аварии на АПЛ сообщил помощник главкома ВМФ, капитан первого ранга, Игорь Дыгало. По официальной версии, авария произошла примерно в 20:30 по местному времени. По неизвестной причине сработала система пожаротушения, в результате в два отсека был подан тяжелый ядовитый газ фреон, который выдавливает кислород и тем самым препятствует распространению огня.   

Гражданских - большинство

Известно, что в подавляющем большинстве пострадали гражданские лица. Среди 20 погибших - трое военных (по предварительным данным, это капитан второго ранга Евгений Головных, капитан третьего ранга Александр Подборнов и мичман Александр Прудников), из 21 госпитализированного два мичмана - Александр Вахрушев и Евгений Овсянников. Вчера причину гибели членов экипажа АПЛ от фреона по результатам первых судебно-медицинских экспертиз подтвердил официальный представитель следственного комитета при прокуратуре РФ Владимир Маркин. 

Испытания подлодки "Нерпа", кончившиеся ЧП

Химические системы пожаротушения (так называемая ЛОХ - лодочная объемная химическая) стали устанавливать на российские субмарины после пожара на К-19 и К-3 в 1960-х годах. До этого в распоряжении подводников были только воздушно-пенные смеси, которые в применении к объемным пожарам показали свою неэффективность. Принцип работы ЛОХа такой: при возникновении пожарной опасности отсеки герметизируются, в них вбрасывается фреон. При этом команда, находящаяся в отсеке, должна использовать портативные дыхательные аппараты (ПДА), которых хватает на 30 минут.  

За всю историю своего существования система ЛОХ еще никого не спасла, а вот от отравления в результате ее срабатывания уже на флоте бывали. В частности, 17 августа 1999 г. в доке завода в Полярном на атомной лодке "Псков" произошло несанкционированное автоматическое срабатывание системы ЛОХ на первый отсек. Отправившийся проверять отсек дежурный по кораблю, капитан третьего ранга, Виталий Возиян не воспользовался средствами защиты и получил смертельное отправление. Шедший с ним рядом старпом также не воспользовался ПДА, но затаил дыхание, когда проходил отсек (подробнее об авариях - см. в доп. материале). 

Причины аварии выясняются

Нынешняя авария стала крупнейшей по числу жертв после гибели в 2000 году "Курска". Следствию предстоит установить, почему находившиеся в двух заполненных фреоном отсеках люди не успели или не смогли воспользоваться ПДА. Сработать система на лодках проекта 671 может в двух случаях - когда ее включают вручную и автоматически при появлении задымления в отсеке или резком повышении температуры. При этом экипаж оповещается о чрезвычайной ситуации звуковым сигналом – ревуном. Правда понять, по какому случаю сработал ревун, невозможно. Просто по уставу подводник должен надеть ПДА, который он обязан носить с собой на поясе. И судя по тому, что среди пострадавших мало военных, у них средства защиты при себе были, а вот у гражданских, видимо, нет, пояснил RB.ru источник в отрасли.  

Собеседники "Коммерсанта" в штабе Тихоокеанского флота предположили, что гражданские члены экипажа могли спать в момент аварии, поскольку в период испытаний, когда идет проверка всех систем, происходит напряженная работа, люди работают посменно и отдыхают так же. Следствию предстоит выяснить причину срабатывания системы пожаротушения. Сами подводники говорят, что это может быть техническая ошибка и пресловутый человеческий фактор. К примеру, кто-то закурил сигарету и дохнул дымом на датчик, чтобы проверить, как тот сработает.

Кроме того, сбой в работе техники может объясняться и недостаточной обкаткой комплекса управления системами корабля. Он существенно отличается от того, что устанавливался ранее на подлодках этого проекта. Стоит также учитывать тот фактор, что Амурский судостроительный завод очень давно не сдавал лодки, следовательно, навыков у сдаточной команды гражданских мало, отметил RB.ru источник в отрасли. Формально лодка не передана военным, хотя контроль над испытаниями они гражданским не доверят. А потому всю ответственность за аварию несет завод, который и будет объявлен "козлом отпущения", заключает источник.

Первые результаты экспертиз на атомоходе


Удар по имиджу
Источник "Ведомостей" в российской судостроительной промышленности подтверждает, что лодка предназначалась для ВМС Индии и уже этой зимой индийский экипаж должен был прибыть на Дальний Восток и начать обучение на самом корабле. Согласно заявлению Минобороны, в результате аварии лодка повреждений не получила. Она вернулась во временный пункт базирования в приморском поселке Большой Камень. По словам главного редактора журнала Moscow Defence Brief Михаила Барабанова, авария едва ли приведет к пересмотру договоренностей с Индией (ей больше негде приобрести атомные подлодки), но станет основанием для новых претензий к качеству российского вооружения.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Web Summit 2017
6 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase