Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Авиадиспетчеру польского самолета помогали с "английскими фразами"

Архив rb.ru

Экипаж разбившегося лайнера и смоленские диспетчеры говорили по-русски вопреки международным нормам

Авиадиспетчеру польского самолета помогали с "английскими фразами"
Авиадиспетчеры аэродрома "Северный" под Смоленском вели переговоры с пилотом самолета польского президента на русском языке, хотя правила в этом случае предписывают общение на английском. Экипаж польского Ту-154М без разрешения пошел на снижение и посадку, говорят диспетчеры, объясняя это языковым барьером командира. Его польские коллеги говорят обратное.

Пилот разбившегося 10 апреля под Смоленском Ту-154М Аркадий Протасюк досконально знал русский язык и ему был известен аэропорт "Северный" в Смоленске, на который он собирался посадить самолет президента Польши, сообщает сайт польского издания Gazeta Wyborcza со ссылкой на сослуживцев и друзей летчика по 36-му спецполку ВВС Польши.

Газета отмечает, что заявление является ответом на заявление диспетчера полетов из Смоленска, которое было опубликовано в некоторых российских СМИ, о том, что польский летчик не справился с русским языком. Диспетчер советовал пилоту из-за плохой погоды и сильного тумана приземлиться на другом аэродроме. 

Один из пилотов Ту-154 полковник Бартош Строиньский опроверг заявления, что Протасюк недостаточно знал русский язык. По словам полковника, они вместе с погибшим летчиком вели самолет до Смоленска за три дня до катастрофы, когда на борту находился премьер-министр Польши Дональд Туск. "Арек в совершенстве говорил по-русски. В совершенстве вел переписку как по-польски, так и по-русски, и по-английски. 7 апреля, когда мы туда летали, не было никаких замечаний", - заявил Строиньский журналистам.

В Ту-154М большинство надписей на русском языке, обучение управлением самолета - также происходило на русском, говорят сослуживцы, встречу с которыми прессе устроил замкомандира полка Гжегож Кулаковский. По его словам, капитан Протасюк  - очень опытный пилот, налетавший 3,5 тысячи часов. Кулаковский подчеркивает, что Протасюк отвечал всем необходимым требованиям, чтобы лететь в Смоленск с президентом Польши 10 апреля. "Капитан Протасюк знал тот аэродром и был подготовлен к тому полету. 7 апреля он совершал полет с господином премьер-министром", - заявил Кулаковский.


Пилот Ту-154 хорошо знал русский язык

Польские пилоты отмечают, что аэродром "Северный" не был закрыт для посадки, поэтому командир лайнера в праве самостоятельно принять решение - это обычная практика. Кроме того, пилоты 36-го полка подготовлены так, что способны противостоять давлению высокопоставленных пассажиров, говорит Кулаковский. Каждый из нас неоднократно менял маршрут полета из-за погодных условий вне зависимости от того, кто был на борту, говорит замкомандира полка.

Языковой барьер

Ранее польские СМИ сообщили о том, что переговоры между диспетчером смоленского аэропорта и пилотами самолета президента Польши шли на русском языке, хотя правила указывают, что на международных рейсах переговоры должны вестись на английском языке. Один из авиадиспетчеров, принимавших на аэродроме "Северный" самолет польского президента, Анатолий Муравьев подтвердил, что переговоры с экипажем велись на русском языке. 

Пилот самолета приступил к снижению и сделал свой единственный заход на посадку без разрешения авиадиспетчеров аэропорта "Северный", рассказал "Комсомольской правде" Анатолий Муравьев. По его словам, руководитель группы диспетчеров трижды дал пилоту команду уходить на второй круг. "Экипаж его не послушался. Хотя диспетчеры предупреждали его, что видимость плохая и нужно готовиться к уходу на запасной аэродром", - отметил Муравьев.

По его словам, экипаж самолета не докладывал об обстановке и своих маневрах. Причиной радиомолчания диспетчер считает языковой барьер. "Руководитель группы руководства полетами сказал даже: "Понимание у нас с экипажем "фифти-фифти". И было трудно разобраться, понял ли пилот, что ему говорят. Речевой барьер мешал пониманию. Я считаю, что это могло отразиться на исходе полета", - отметил диспетчер. По его словам, когда возникло подозрение, что пилот не понимает по-русски, диспетчеру "помогали остальные, подсказывали английские фразы".

Павел Плюснин, который руководил посадкой самолета президента Качиньского, рассказал LifeNews, что пилоты не докладывали о высоте. "Потому что они русский плохо знают", - заявил он. Плюснин подтвердил, что рекомендовал не сажать самолет на "Северном" и уйти на запасной аэродром - в Витебск, Минск или Москву. Муравьев предполагает, что у пилота было стремление любой ценой посадить самолет, которое было обусловлено присутствием на борту важных персон. 

Герой России, известный летчик-испытатель Магомед Толбоев считает, что авиакатастрофа самолета президента Польши произошла из-за давления на командира воздушного суда со стороны пассажиров борта "номер один". Толбоев считает домыслами информацию, что у командира самолета мог быть языковой барьер. "У нас в авиации есть один общепринятый язык - английский. Пилоты, которые не знают языка, в принципе не могут допускаться к полетам. Это не наши российские требования, это требования международные. По ним живут все летчики", - отметил собеседник "Интерфакса".

Следственный комитет при прокуратуре РФ фактически исключил возможность того, что катастрофа Ту-154М, во время которой погибли президент Польши Лех Качиньский, его супруга и сопровождавшие его военные и государственные деятели, могла произойти из-за технической неисправности самолета. Пока приоритетной версией является ошибка пилотов, сажавших машину в сложных метеоусловиях на военный аэродром, не оборудованный автоматической системой навигации. С российскими следователями работают 11 их польских коллег.

Как сообщил премьеру Владимиру Путину председатель следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Александр Бастрыкин, члены оперативно-следственной группы прослушали расшифровку записей разговоров пилота и диспетчера. Из нее следует, что никаких "технических проблем с самолетом не было, а летчик был проинформирован о сложных погодных условиях и тем не менее принял решение о посадке".


В Польше состоялся "массовый марш молодежи"

По состоянию на 13 апреля опознаны тела 45 из 96 погибших в авиакатастрофе самолета польского президента под Смоленском. 14 апреля продолжится процедура опознания для 54 родственников погибших, которые прибыли в Москву. Как отметила Голикова, "к нашим судебно-медицинским специалистам присоединились специалисты из Польши". Как сообщил 13 апреля представитель канцелярии президента Польши Яцек Сашин, Лех Качиньский и его супруга Мария Качиньская, скорее всего, будут похоронены 18 апреля.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Пани для ИТ-стартапов: куда пойти стартапу в Польше