Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Авиаперевозчики всего мира в этом году не досчитаются уже $9 млрд

Архив rb.ru
Илья

Илья

Спрос не возобновляется, а цены на топливо стали опять дорожать, жалуются они

Авиаперевозчики всего мира в этом году не досчитаются уже $9 млрд

  В этом году индустрия пассажирских авиаперевозок потерпит убытки в размере $9 млрд, в два раз больше, чем предсказывалось по итогам первого квартала. Такой прогноз был сделан главой Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни.

Большинство глобальных авиаперевозчиков уже второй год подряд терпят убытки, рассказал глава IATA в своем сегодняшнем докладе. Больше других потери терпят Air France-KLM и British Airways. Цены на нефть, которые с недавних пор снова взяли курс на подорожание, могут только усугубить ситуацию.

Признаки того, что экономика оттолкнулась от дна, не успокаивают работников отрасли: спрос на пассажирские перевозки продолжает падать. Доходы потребителей все еще снижаются из-за растущей безработицы, кроме того, на многих лежит кредитное бремя, и большинство предпочитает тратить деньги на выплату задолженностей банкам, а не на путешествия.

Другая проблема - спад объемов грузовых перевозок. Если количество пассажиров упало на 8% в первом квартале по сравнению с тем же периодом прошлого года, то грузовые авиаперевозки упали на 20%. По итогам года они упадут на 17%, прогнозирует IATA.

"Пока скопившиеся запасы товаров на торговых складах во всем мире не начнут сокращаться, спрос на авиаперевозки не возродится", - говорит Бизиньяни.

Один прибыльный год из восьми

IATA прогнозирует, что в этом году убытки гражданской авиации составят около $9 млрд. Это почти вдвое больше, чем прежний прогноз ($4,7), сделанный IATA в марте. По последним подсчетам, потери в прошлом году составили $10 млрд. Общие убытки за два кризисных года 2008-2009 составят, по предварительным подсчетам, $19,4 млрд.

По итогам этого года выручка авиакомпаний упадет на 15% (на $80 млрд) и составит $448 млрд.

Крупнейшие убытки размером в $3,3 млрд в этом году понесут авиакомпании из Тихоокеанского региона. Они держат двойной удар: резкий спад спроса на воздушные перелеты со стороны пассажиров бизнес-класса (сегмента, в котором авиакомпании обычно зарабатывают большую часть своих доходов) и беспрецедентный спад объемов грузовых перевозок. Средний Восток потеряет $1,5 млрд, а убытки авиакомпаний в Северной Америке и Европе составят по $1 млрд.

За последние восемь лет отрасль получила прибыль лишь раз - в 2007 г., напоминает Бизиньяни. За период с 2001 (начиная с событий 11 сентября) до 2006 гг. индустрия потеряла $41,6 млрд.

"Монополисты, баста!"

"Нас могут погубить микрорегулирование со стороны правительств, сумасшедшие налоги и партнеры-монополисты, которые злоупотребляют своим положением", - отметил глава IATA.

Под монополистами глава IATA имел в виду аэропорты и аэронавигационные компании, которые повышают расценки за обслуживание. Авиаперевозчикам приходится отдавать им 11% свих годовых доходов - около $54 млрд за прошлый год. Несмотря на общее падение доходов авиакомпаний, монополисты увеличили свою прибыль в 2008 г. на $1,5 млрд. На столько же выросли их доходы за первое полугодие этого года. Хотя некоторые из монополистов идут навстречу авиакомпаниям и снижают расценки, большинство все же пользуется своим монопольным положением.

"Самых злостных монополистов, активнее других поднимающих цены, мы поместили на "доску позора", - сказал глава IATA. Туда попали британские компании BAA и CAA, обслуживающие лондонский аэропорт Heathrow (они подняли цены на 86%), аэропорты в Дели и Мумбаи, которые подняли расценки на целых 207%, а также ряд аэропортов в Дании, Нидерландах и Польше. "Баста!" - воззвал к монополистам глава IATA.

Но частично в убытках виноваты и сами перевозчики, признал Бизиньяни: они недостаточно оперативно реагировали на сокращение спроса и поэтому зачастую их самолеты летали с пустыми креслами.

Пассажиров в России меньше на четверть

В конце мая 2009 г. Росавиация сообщила, что пассажироперевозки российских авиакомпаний в январе-апреле сократились на 23% по сравнению с тем же периодом 2008 г. По итогам первого квартала текущего года снижение показателя составило 22%.

По данным Минтранса, из гражданской авиации РФ планируются к увольнению 10,4 тыс. человек, что составляет 8,2% от общей численности работников. По состоянию на 8 апреля численность авиаработников составляла 126,9 тыс. человек.

С ноября прошлого года по настоящее время были уволены 8700 человек (6,9% от общей численности), трудоустроены из ранее уволенных - 2300 человек (27% от числа уволенных). Часть работников авиакомпаний ушли в вынужденный отпуск без сохранения заработной платы.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»