Архив rb.ru

Авиастроители готовятся к многомиллиардным убыткам

Архив rb.ru
Илья

Илья

Авиакомпании отказываются от заказов на новые Airbus и Boeing из-за роста цен на горючее

Авиастроители готовятся к многомиллиардным убыткам
Рынку авиастроения угрожает глобальный кризис: крупнейшие в мире авиастроительные корпорации Airbus и Boeing могут лишиться трети заказов на новые авиалайнеры. Отказываться от закупок самолетов авиакомпаниям приходится из-за тяжелого положения, к которому их привел рост цен на горючее. Потенциальные потери авиастроителей оцениваются в $166 млрд.

В общей сложности Airbus и Boeing, два основных мировых производителя гражданских самолетов, имеют портфель заказов объемом $500 млрд на постройку примерно 7 тыс. самолетов. Но, судя по всему, этот портфель скоро заметно "похудеет": из-за нехватки заемных средств, вызванной финансовым кризисом, а главное - роста издержек в связи с увеличением стоимости авиатоплива, авиакомпании начали пересматривать свою закупочную политику.

Купим, но позже

Несколько перевозчиков уже ведут переговоры о переносе поставок новых самолетов на более поздние сроки, как, например, JetBlue Airways Corp., которая отложила поставку заказанных ею 21 А-320 на пять лет, или AirTran Airways, которая на четыре года отложила покупку 18 Boeing 737-700 и продала два недавно купленных новых самолета, сообщают "Ведомости" со ссылкой на WSJ. Northwest Airlines пока не отказывается от запланированного приобретения 18 Boeing 787, но планирует уменьшить общую численность авиапарка и продать 14 самолетов Boeing 757 и А320, а также 33 устаревших DC-9. Некоторые уже раздумывают и об отмене заказов, но эти решения еще не обнародовали.

 

Другие авиаперевозчики действуют по другой модели: они снимают с рейсов и отправляют на стоянки старые модели самолетов, которые потребляют больше горючего, продают свои более экономичные самолеты лизинговым компаниям, а затем берут их же в лизинг. Кстати, эта тактика помогла им пережить кризис после событий 11 сентября 2001 года.

По подсчетам экспертов, всего может быть отменено или отложено около 25-30% заказов – то есть как раз тот объем, на который авиакомпании планировали расширить бизнес в эти годы. Аналитики, опрошенные WSJ, говорят, что при ценах на нефть в $135 за баррель многие бизнес-модели авиакомпаний перестают работать.

Придется затянуть пояс

Руководители Airbus и Boeing делают хорошую мину при плохой погоде, заявляя, что уверены в перспективах рынка и продолжают планировать расширение производства. Но в частных беседах, пишет WSJ, они признают, что почти ежедневно ведут переговоры с компаниями, желающими отменить свои заказы. В основном отказы поступают от американских компаний, но явление уже затронуло Европу и Индию. Если рост цен на нефть не прекратится, то эксперты не исключают, что отмена заказов или перенос сроков поставок достигнет огромных масштабов.

Последний серьезный спад в отрасли наблюдался в 1989 году, когда около трети заказов Boeing были отменены в результате коррекции рынка, напоминают эксперты. Но Airbus и Boeing не паникуют, утверждая, что пока защищены рекордным количеством заказов, на выполнение которых уйдет еще лет семь. Впрочем, полной уверенности у них нет. А новость о сокращении заказов  уже привела к самому резкому за последние пять лет падению акций Boeing на 5%.

Российские авиакомпании, впрочем, в эту тенденцию не попадают, пишет газета "Коммерсант": контракты на покупку новых самолетов есть у "Аэрофлота" и "Сибири", и в обеих компаниях издание заверили, что не будут отказываться от заказов или переносить их. А "Сибирь" даже хочет увеличить объемы закупок новых самолетов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase