Архив rb.ru

Автоэксперт: запрет импорта подержанных авто российский рынок затронет незначительно

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина
Автоэксперт: запрет импорта подержанных авто российский рынок затронет незначительно

Вчера стало известно, что на случай принятия новых санкций Западом Россия подготовила ответный пакет мер –  в частности, возможен запрет импорта автомобилей (прежде всего, подержанных). О том, как скажутся на российском рынке и иностранных автопроизводителях подобные меры, RB.ru спросил экспертов.




ЕС принял новый пакет санкций вечером в четверг, 11 сентября, а в пятницу, 12 сентября, США также расширили список компаний, включив в него, в частности, Сбербанк.

 

Сергей Баранов, главный редактор "АвтоБизнесРевю":


 

 

"Разговоры о запрете импорта автомобилей ведутся около месяца, но пока все на уровне слухов, и я надеюсь, что российское правительство все-таки одумается, потому что для авторитейла это будет катастрофа. Уже на протяжении двух лет авторынок сам по себе снижается. Если в дополнение к этому будет запрет импорта из определенных стран, то многие дилерские компании окажутся на грани банкротства, а отдельным дистрибьюторам придется приостановить работу. Как минимум они все будут вынуждены сокращать персонал. Для российской экономики и для рынка труда это будет иметь очень негативный исход, потому что авторитейл занимает заметное положение в структуре розничной торговли и сферы услуг.
 

Последствия возможных санкций для иностранных брендов будут разными – в зависимости от страны происхождения. Пострадают те компании, у которых либо весь объем автомобилей импортируется, либо доля импорта в объеме продаж достаточно велика. В их числе – японские концерны (Toyota, Honda, Subaru, Suzuki) и премиум-бренды (в частности, Mercedes-Benz, Jaguar Land Rover, Volvo и др.). Американские и европейские компании преимущественно осуществляют сборку ключевых моделей в России и имеют локальные площадки – теоретически они могут за счет этого полностью избежать воздействия запретных мер, но сомневаюсь, что это удастся.
 

В любом случае санкции затронут сам авторынок: объем продаж новых автомобилей упадет как минимум на четверть от тех показателей, которые мы видим сейчас. Доля импорта в настоящее время составляет порядка 30-35%, а это существенный объем. Нет ни одного иностранного бренда, который бы продавал на нашем рынке только то, что производится в России. У тех, кто осуществляет промсборку, доля импорта варьируется от 10% до 80%. Таким образом, санкции затронут всех.
 

Если говорить об импорте автомобилей с пробегом, то он минимален. В структуре всего вторичного рынка это лишь 1-2%, поэтому на данный сектор влияние будет почти незаметным. Основной удар придется как раз на рынок новых машин.
 

Самое поразительное в этой ситуации заключается в том, что выигрыш для исконно российских предприятий – например, АвтоВАЗа и ГАЗа – очень условный. Все основные конкуренты продукции этих заводов также выпускаются в России. Это значит, что ни для "Лады", ни для ГАЗа запретные меры выгоды никакой не сулят. Продажи отечественных автомобилей не вырастут на фоне прекращения импорта. Санкции затронут прежде всего среднеценовой сегмент и премиальный класс. Но в них российские марки как раз ничего и не выпускают".

 

Андрей Топтун, начальник отдела аналитики "Автостат":

 

"Пока есть куча вопросов, на которые нет ответа. Если сейчас конкретизировать, что речь идет о подержанных автомобилях, то это те машины, которые старше 3 лет. Автомобили 2012 г. выпуска являются новыми согласно таможенной статистике и к ним применяются пошлины как к новым автомобилям. Подержанных автомобилей импортируется в Россию 105000 – причем 60% из них из Японии. Таким образом, от запрета на ввоз подержанных авто пострадает  главным образом Япония, которая, насколько я знаю, пока не одобрила третий пакет санкций. Поэтому непонятно, будет это применяться к ней или нет.

 

Импорт подержанных автомобилей из Европы составляет порядка 15000 единиц  – это не те цифры, которые могут нанести урон странам ЕС. Если мы хотим кому-то насолить, мы никому не насолим.

 

Можно запретить импорт вообще – например, автомобилей BMW. Но мы понимаем, что у концерна BMW есть заводы в Китае, если этот автомобиль придет к нам из Китая, то как быть? Либо мы применяем санкции к стране и оттуда весь импорт запрещаем, но тогда этот импорт пойдет к нам через Китай и ОАЭ.

 

Этими мерами мы скорее накажем самих себя, т.к. подержанные автомобили покупают, как правило, не самые обеспеченные люди, а кроме того, импортом занимаются физические лица, не компании".

 

Артем Аранович, руководитель отдела развития Русского АвтоМотоКлуба:

 

"Возможные санкции на импорт иностранных авто российский рынок и потребителей затронут незначительно. Сейчас многие зарубежные автоконцерны перенесли свое производство в Россию, у нас собирают сотни люксовых и бюджетных моделей. К тому же самым большим спросом у россиян по-прежнему пользуются машины отечественного производства. Раньше у россиян были очень популярны подержанные машины, перегоняемые из-за границы. Но из-за скачков курса валют и высоких таможенных пошлин спрос на подержанные машины из-за рубежа уже давно резко упал. Что касается зарубежных автопроизводителей, в условиях глобального кризиса введение санкций может повлиять на них отрицательно. Многие автоконцерны и так сейчас переживают период стагнации - в этом году их продажи упали на 10-15%".

 

Представители Toyota и Volkswagen от комментариев отказались.


Галерея

Галерея

 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase