Автоконцерны в России продали автомобилей почти на $30 млрд

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

PwC подводит итоги уходящего года на авторынке, который неожиданно вырос выше ожиданий

За 11 месяцев 2010 года продажи легковых автомобилей выросли на 28% до 1,64 млн автомобилей, а в денежном выражении - на 33% до $29,3 млрд. Такие данные приводит партнер PwC Стенли Рут в своем отчете. Неожиданному росту рынка способствовали госпрограммы, а также частичное восстановление потребительской уверенности.

Продажи легковых автомобилей отечественных брендов (в основном, Lada) выросли за 11 месяцев на 44% до 515 тыс. штук, за что спасибо стоит сказать в первую очередь программе утилизации. По ней 80% проданных автомобилей приходится на Lada. Российские концерны заработали за 11 месяцев на продаже легковых машин на 62% больше, чем годом ранее - $4,7 млрд.

Иномарок, собранных в России, было продано лишь на 40 тыс. больше, чем отечественных машин, при этом иностранные концерны сумели заработать на этом в два раза больше - $10,4 млрд. Это объясняется тем, что иномарки в среднем дороже, чем те же Lada.

За 11 месяцев в Россию было импортировано столько же иномарок, сколько собрано на российских заводах - 555 тыс. штук. Однако на импортных автомобилях концерны зарабатывают куда больше: за 11 месяцев - $14 млрд. Впрочем, объемы импорта продолжают снижаться: за 11 месяцев они упали на 6%. В целом, в этом году рынок легковых машин вырастет на 30%, прогнозирует Стенли Рут. Такого же прогноза придерживаются и в AEB.

Причины роста рынка

После провального первого квартала 2010 года продажи автомобилей постепенно начали расти. Последние четыре месяца средний рост объема продаж превышает 50% по сравнению с предыдущим годом, несмотря на наличие очередей на многие модели, замечает Стенли Рут. В ноябре наблюдается наивысший рост с начала кризиса - на 80%. Динамика продаж последних месяцев говорит о том, что после года стагнации рынок начинает восстанавливаться как в количественном, так и в денежном выражении благодаря государственной поддержке, а также незначительному общему росту спроса, замечает Стенли Рут в своей презентации. Это может свидетельствовать и о росте в будущем году.

Толчком роста авторынка в 2010 году послужила, безусловно, утилизационная программа, стартовавшая в марте. Первый этап стоимостью 11 млрд рублей, что эквивалентно 200 тыс. автомобилей, оказался суперуспешным: сертификаты были разобраны за три месяца, когда рассчитаны были на целый год. Правительство расщедрилось и выделило еще столько же денег на продолжение программы. Ожидается, что до конца года будут выданы все 400 сертификатов. Правда, производители могут не успеть до конца года распродать машины в рамках программы, так как на рынке отмечается дефицит бюджетных моделей. Поэтому реальная часть машин будет продана уже в 2011-м году, считает Стенли Рут.

Правительство решило продлить на 2011-й год действие этой программы, однако в меньшем масштабе. На следующий год планируется выделить только 5 млрд рублей, что эквивалентно 100 тыс. автомобилей. В Минпромторге считают, что доля проданных автомобилей по утилизации будет снижаться. Постепенное сокращение программы поможет избежать резкого падения продаж, когда она подойдет к концу, решили в Минпромторге. Между тем, падение продаж из-за отмены утилизационной программе может случиться, что видно по опыту европейских стран и США. В России сильно может пострадать "АвтоВАЗ", у которого половина продаж приходится на "утилизационные" машины.

Кредитование

Росту рынка в 2010-м году способствовала также программа льготного кредитования, которая заработала в этом году более успешно. На начало декабря было получено 320 тыс. заявок на получение субсидированного кредита, из них почти 150 тыс. было одобрено. С февраля по декабрь 2010 года было выдано в два раза больше льготных кредитов, чем за весь 2009 год.

В этом году наблюдается также удешевление коммерческого автокредитования. Ставки по автокредитам значительно уменьшились по сравнению с 2009 годом, замечает Стенли Рут. Теперь возможно получить кредит сроком до 5 лет под 14% и меньше. Интересные программы стали предлагать банки крупнейших мировых автопроизводителей. Несмотря на то, что доля автомобилей, проданных в кредит,  не достигла докризисных значений, когда в кредит продавали каждый второй автомобиль, однако она увеличивается каждый месяц. К концу 2010 года в кредит продано уже около трети автомобилей.

Производство

Как замечает Стенли Рут, в этом году производство иномарок впервые опережает производство отечественных брендов. Существенно увеличившийся спрос на автомобили, начиная со второго квартала дал возможность автопроизводителям заметно нарастить объемы производства. За первые 10 месяцев 2010 года объемы производства фактически удвоились (рост 96%).  При этом, объемы выпуска зарубежных брендов (112%) выше роста производства традиционных российских марок (82%). И это даже несмотря на то, что основной эффект от программы утилизации пришелся на Lada, а не иномарки. По итогам первых десяти месяцев более половины (52%) произведенных в России легковых автомобилей были иномарки.

В связи с высокими таможенными пошлинами на импорт машин, объемы сборки иномарок в России растут. Причем, доля иномарок, собранных в России, росла каждый год, начиная с 2002 года. В первые 11 месяцев 2010 года они заняли 34% рынка. Стенли Рут прогнозирует сохранение этой тенденции до тех пор, пока новые заводы продолжают наращиваться производств. Так, с ноябре Renault ввело третью смену на московском заводе "Автофрамос", чтобы выйти на максимальные мощности в 160 тыс. авто в год. Это должно помочь обеспечить растущий спрос на Renault Logan и Sandero, выпускаемые на этом предприятии. Сейчас очереди на эти бюджетные модели составляет в среднем 2-3 месяца в зависимости от региона.

Иностранные концерны не только продолжают наращивать объемы местного производства, они продолжают инвестировать в российский авторынок. Так, в этом году открылся новый завод в Калуге - ПСМА Рус - совместное предприятие Peugeot-Citroen и Mitsubishi Motors. Вместе они вложили  470 млн евро в завод проектной мощностью 125 тыс. авто в год. В тестовом режиме запустил собственный завод в Санкт-Петербурге корейский концерн Hyundai. Он вложил 500 млн евро. в производство проектной мощностью 150 тыс. авто в год. Серийная сборка начнется здесь в начале 2011 года, причем выпускать планируется созданную специально для российского рынка Hyundai Solaris. Кроме того, Toyota задумалась о возможности построить второй завод в России (уже имеет один под Питером), а Mazda размышляет над первым.  Saab заявил о возможности строительства собственного производства на Дальнем Востоке. Sollers вместе с Fiat задумали увеличить производство в Татарстане до 300 тыс. авто в год к 2014 году, вложив в проект 2,4 млрд евро. VW ведет переговоры о сборке своих моделей на мощностях "ГАЗа".

Впрочем, планы Минпромторга изменить соглашения о промсборке, стимулируя создание крупномасштабных проектов (не менее 300 тыс. автомобилей в год) и достижения 60% уровня локализации (на основе добавленной стоимости) в течение 5 лет, могут скорректировать планы автопроизводителей.

По мнению Стенли Рута, в среднесрочной перспективе Россия будет одним из локомотивов роста мирового производства автомобилей. По его оценке, вклад России в мировой рост производства с 2009 по 2016 года составит около 6%. "Этот рост может обеспечить критическую массу производства, необходимую для развития современной отрасли производства компонентов в России, - говорит в отчете Стенли Рута. - Это и является ключом к долгосрочному устойчивому развитию автомобильной промышленности в России и, как следствие, созданию миллионов квалифицированных рабочих мест".

Прогноз на 2011 год 

В 2011-м году участники рынка также ждут рост авторынка, однако его темпы  несколько замедлятся. Так, в "Автостате" в следующем  году ожидают, что российский рынок вырастет на 20-25% до 2,32 млн. штук. В AEB прогнозируют 20%-ый рост авторынка. Директор Auto-dealer.ru Олег Дацкив ждет роста на 15-20%. В Минпромторге делают еще более пессимистичный прогноз: рост составит лишь 10%.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
EMERGE
31 мая 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase



Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу