Автомобильные заводы на северо-западе работают всего на 15% мощности

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Иностранные автозаводы, вложившие $1 млрд, вынуждены дожидаться конца кризиса

Рассчитывая на бурный рост российского авторыка, который наблюдался в течение нескольких лет до кризиса, иностранные автоконцерны построили в России свои заводы. Крупнейшим автомобильным кластером стал Северо-Западный регион, где работают пять иностранных заводов. Однако кризис спутал им все карты: вместо ожидаемых прибылей автозаводы несут убытки в миллионы долларов, работая лишь на 15% от своих мощностей.  

Автомобильный кластер в Северо-Западном регионе является одним из крупнейших. Удачное расположение между Европой и Россией, а также развитая транспортная система привлекала сюда пять иностранных производств. Первым появился в 1997 году завод "Автотор" в Калининграде, через пять лет - завод Ford в Ленинградской области во Всеволожске. За последние два года здесь выстроили свои заводы японские Toyota и Nissan, а также американский General Motors. Компании вложили в общей сложности около $1 млрд в свои предприятия. Все вместе они могут выпускать 415 000 машин в год, однако за первое полугодие собрали только 61 416 авто. Таким образом, заводы иностранных автопроизводителей в регионе из-за кризиса и падения спроса работают сейчас только на 15% от своих мощностей, пишут сегодня "Ведомости".  

Кризис спутал карты иностранных автоконцернов

Так, калининградский "Автотор" собирает по лицензии модели BMW, Chevrolet, Hummer, Caillac и Kia. Его мощности рассчитаны на выпуск 150 тыс. автомобилей в год, однако в 2009 году будет произведено не более 70-80 тыс. машин. На фоне бурного развития авторынка "Автотор" в прошлом году инвестировал 80 млн евро в создание производства полного цикла для Chevrolet Lacetti (со сваркой и окраской кузовов). Компания планировала выпустить за год 30 тыс. этой популярной в России американской модели. Однако кризис помешал осуществлению планов. В первом полугодии 2009 года в Калининграде было собрано всего 813 Lacetti на производстве полного цикла, еще 7604 машин - по крупноузловой схеме. 

Впрочем, у других автозаводов в Северо-Западном регионе дела идут еще хуже. Так, Ford в первом полугодии собрал на 30% меньше автомобилей - всего 24 619 штук, чем годом ранее. Между тем, Ford в этом году увеличил мощности всеволожского завода с 75 тыс. до 125 тыс. машин в год, как запланировал еще до кризиса. Ford рассчитывал загрузить мощности, поставив на конвейер вторую после Ford Focus модель - Ford Mondeo, однако из-за падения рынка вдвое ожидаемого спроса на новую модель не последовало. При этом новые мощности для Ford Mondeo обошлись компании в $100 млн.

Американскому концерну GM не повезло еще больше. Открытие его петербургского завода состоялось аккурат к кризису - осенью прошлого года. Наращивать мощности оказалось просто некуда, так как российский рынок уже серьезно пострадал от кризиса к этому времени. К тому же головной компании GM  в США было не до России - у самой дела шли из рук вон плохо. В итоге с конвейера GM в Питере сходили лишь две модели внедорожников - Opel Antara и Chevrolet Captiva в небольших объемах. Только после того, как GM провел процедуру банкротства, компания, наконец, начала развивать производство в России. С сентября в Питере начался выпуск новинки Chevrolet Cruze, а весной 2010 году компания обещает поставить на конвейер Opel Astra нового поколения (которая создана на той же платформе, что и Cruze, что потребует меньших затрат от производителя). Расширение модельного ряда может помочь загрузить мощности питерского завода, и, соответственно, уменьшить убытки компании от простоев. По такому пути, например, активно идет Volkswagen - загружает мощности своего завода в Калуге новыми моделями. В итоге сейчас на калужском предприятии выпускается 15 моделей автомобилей (легковых и легких коммерческих) под двумя марками VW и Skoda. При этом в планах концерна начать собирать в Калуге еще 5 моделей третьей марки Audi, а также новую бюджетную модель, созданную специально для России и показанную в прошлом месяце только премьеру Владимиру Путину.

Nissan последним открыл свой завод в Питере - летом этого года, запустив на конвейере Nissan X-Trail. По неофициальной информации, завод выпускает не более 100-200 машин в месяц (12 000 - 24 000 в годовом исчислении) при проектной мощности в 50 000 автомобилей в год.

Только петербургский завод Toyota из всех автопредприятий в Северо-Западном регионе, работавших в 2009 году, может похвастаться ростом объемов производства в этом году. В первом полугодии в Питере было выпущено в 1,6 раза больше Toyota Camry, чем годом ранее. Между тем в количественном выражении результат маловпечатляющий: за полгода собрано 2431 Toyota Camry при мощности завода в 20 тыс. штук в год.

Разочарование

Таким образом, автозаводы иностранных концернов, работающие лишь на 15% от своих мощностей, вместо ожидаемых огромных прибылей несут миллионы долларов убытков. Им приходится обслуживать дорогостоящую технику, платить те же налоги и зарплаты, как и во время бурного развития рынка. Особенно ударяет по ним оплата вынужденных отпусков сотрудников во время остановок и сокращения рабочих смен.  По оценке экспертов газеты, в среднем за месяц вынужденного простоя каждый завод теряет около 1,5-2 млн рублей, выплачивая рабочим две трети зарплаты.

Иностранным автоконцернам необходимо продержаться еще как минимум один 2010 год, чтобы встретить ожидаемый экспертами в 2011 году подъем российского авторынка во всеоружии, и, наконец, отбить вложенные в Россию инвестиции.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
eSports Business Summit
17 мая 2018
Ещё события
Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу



Telegram канал @rusbase



Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу