Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Автостраховщики предрекают крах рынка ОСАГО

Архив rb.ru
Илья

Илья

Нужно срочно повышать тарифы, говорят они

Автостраховщики предрекают крах рынка ОСАГО

  ОСАГО нерентабельно, жалуются автостраховщики, подсчитав свои сборы за последнее полугодие. Пора повышать тарифы, обращаются они к Минфину. Но защитники интересов автомобилистов намерены им в этом помешать. Окупаемость у ОСАГО вполне приемлемая, считают они, и страховщики отлично зарабатывают. Минфин к концу года обещает рассудить стороны.

За первые шесть месяцев 2008 года автостраховщики (см. первую десятку в дополнительном материале) собрали 38,7 млрд руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года сборы выросли на 13%. Выплаты же составили 21,4 млрд (выросли на 22%) - больше половины собранных денег. При этом количество заключенных договоров увеличилось всего на 8%. Такие данные привел вчера Российский союз автостраховщиков (РСА).

Рынок на грани

Участники рынка находят цифры сборов недостаточными для здорового существования своего бизнеса. Если тарифы не изменятся, рынок продержится не более года, предостерегают страховщики, но избежать потрясений можно, если Минфин скорректирует тарифы до конца текущего года. В качестве первых жертв низких тарифов игроки рынка приводят обанкротившихся страховщиков "Агрис", "Рекон" и "Зенит".

Напомним, что в начале июля на конференции, посвященной пятилетию со "дня рождения" обязательного автострахования, Росстрахнадзор, Федеральная антимонопольная служба и Российский союз автостраховщиков потребовали увеличить базовые тарифы по ОСАГО не позднее лета будущего года. Иначе убытки станут терпеть не только региональные страховщики, но и компании федерального масштаба, предупреждали они. Подорожание связано в первую очередь с инфляцией, говорили чиновники: на нынешних тарифах бизнес страховщиков стал очень неустойчив.

Обвинения в лукавстве

Однако общественные организации, защищающие интересы автомобилистов, считают, что компании лукавят и нарочно запутывают автолюбителей сложными подсчетами. Опрошенные "Коммерсантом" правозащитники говорят, что если в структуре тарифной ставки ОСАГО 77% отведено на выплаты, значит, при соотношении выплат к сборам в 55,2% говорить об убыточности некорректно и у компаний остаются огромные излишки.

Минфин пока занимает нейтральную позицию и обещает во втором полугодии заняться рассмотрением февральского предложения РСА о повышении тарифов ОСАГО для физических лиц на 22% до 2417 руб. Для такси тарифы предлагалось повысить с 2965 до 7049 руб., а для маршруток - с 1620 до 3154 руб.

У критической черты

Между тем независимые наблюдатели поддерживают мнение страховщиков. Аналитики "Эксперт РА" в своем исследовании "ОСАГО: Рынок на грани" подчитали, что убыточность ОСАГО по итогам 2007 года в среднем по рынку составила 72,3% к заработанной страховщиками премии. Эта цифра близка к критической отметке, которая находится на уровне 77% от сборов. К 1 января 2009 года коэффициент убыточности ОСАГО может составить уже от 77,5 до 80%. Это грозит разорением уже не только небольшим страховщикам, работающим в убыточных регионах, но и крупным участникам рынка, продающим полисы ОСАГО на всей территории России.

Не вся премия страховщика считается заработанной, поясняют эксперты: заработок считают только после оплаты всех убытков, в том числе уже происшедших, но еще не заявленных.

А если в ОСАГО будут введены упрощенная процедура оформления ДТП и система прямого возмещения убытков без адекватного увеличения тарифов, то уже к 2010 году убыточность рынка ОСАГО составит 97,7%, а к 2011-му - 107,9%. При этом на рынке ОСАГО к этому времени останется только 5-6 компаний. Преодолеть проблему можно, повысив тарифы на ОСАГО и скорректировав коэффициенты. Эксперты, опрошенные РБК-Daily, уверены, что повышение скорее всего произойдет и рынок выживет.

Смотрите также в дополнительном материале: статистика по ДТП за первое полугодие, озвученная МВД. Согласно ей, каждая шестнадцатая авария случается из-за пьяных водителей.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российские автомобили в 2024 году: обзор RB.RU
  2. 2 В России появился сервис для создания «социального рейтинга» водителей автомобилей
  3. 3 BelkaCar и «Газпромнефть-Региональные продажи» запустили функционал заправки авто по QR-коду
  4. 4 Китайские автомобили. Как будет работать параллельный импорт после 1 апреля 2024 года?
  5. 5 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда