АвтоВАЗ предъявил поставщикам ультиматум снизить цены

Расскажите друзьям
Илья
Илья

Две трети поставщиков согласились на новые условия - иначе концерн платит векселями

АвтоВАЗ выставил поставщикам ультиматум: либо они снизят цены компонентов на 10%, либо продолжат получать оплату не деньгами, а векселями. Три четверти поставщиков предпочли снизить цены. Ранее руководство концерна обещало поставщикам, что откажется от вексельной схемы расчетов с ними.

Вице-президент по закупкам "АвтоВАЗа" Дамир Кашапов в конце июня разослал поставщикам письмо с требованием снизить цены на 10%, или до уровня 2008 г. "При выполнении указанных требований оплата поставок будет производиться денежными средствами, а в случае невыполнения - векселями", - говорится в письме топ-менеджера. Такое решение принято советом директоров АвтоВАЗа и "скоординировано с правительством Российской Федерации", утверждает Кашапов.

Не желаем платить по-другому

Это письмо означает, что АвтоВАЗ готов отказаться от услуг компаний, не желающих снизить цены, отмечают опрошенные "Ведомостями" поставщики. Кроме того, как отмечает "Коммерсантъ", данное письмо опровергает обещания главы АвтоВАЗа Бориса Алешина о том, что вексельная схема расчетов с поставщиками скоро будет ликвидирована.

Снижение цен на комплектующие - один из пунктов антикризисной программы АвтоВАЗа, ведь на сырье и компоненты, по словам представителей завода, приходится более 70% затрат. За прошлый год себестоимость продаж АвтоВАЗа выросла на 10,36%, при этом затраты на материалы и комплектующие увеличилась на 18,5% до 137,4 млрд руб. А за одно полугодие этого года цены на комплектующие для АвтоВАЗа выросли в среднем на 15%.

В конце прошлого года "АвтоВАЗ" начал платить поставщикам векселями, которые можно обналичить только с дисконтом 30% от суммы заказа. В январе предприятие накопило 25 млрд руб. долгов перед поставщиками. Но после получения помощи от государства (АвтоВАЗ получил годовую беспроцентную ссуду на 25 млрд руб. от своего акционера, госкорпорации "Ростехнологии") долги стали выплачиваться: на сегодняшний день задолженность не превышает 1 млрд. На заводе утверждают, что гасили долг не только за счет госсредств, но и за счет собственных, поскольку "сократили общезаводские издержки на 30%". Впрочем, по итогам первого полугодия 2009 года АвтоВАЗ все равно получил убыток в размере 10 млрд руб., и, похоже, что возможности рассчитываться деньгами с поставщиками у него нет, говорят опрошенные "Коммерсантом" аналитики.

Деваться некуда

Большинство предпочло согласиться на новые условия. К примеру, так поступили "Северсталь" и "Балаковорезинотехника". Но часть поставщиков по-прежнему не согласна с требованием завода. Например, в ОАО "СИБУР-Русские шины" говорят, что не готовы снижать цену, и напоминают, что АвтоВАЗ так и не погасил долг в размере 100 млн руб. Группа "Сок", доля которой в закупках "АвтоВАЗ" составляет 10%, снижать цены не согласна. Представители "Сока" говорят, что если пойдут на это, то завтра предприятию будет нечем платить по счетам, что приведет к прекращению производства и остановке конвейера. Они отмечают, что до кризиса рентабельность продаж комплектующих была больше 5%, а сейчас - почти ноль.

Некоторые поставщики вообще разорвали отношения с АвтоВАЗом. "Векселя нам не нужны, а снизив цены на 10%, мы будем продавать товар ниже себестоимости", - цитируют "Ведомости" одного из них.

Но АвтоВАЗ непреклонен: в пятницу его исполнительный вице-президент Игорь Комаров подчеркнул, что отказываться от своих требований завод не намерен, а несогласным поставщикам все равно найдет замену.

До банкротства доведут

Аналитики, опрошенные "Ведомостями", соглашаются с руководством концерна: по их словам, АвтоВАЗ может потерять часть поставщиков, но, возможно, это и к лучшему: завод избавится от слабых контрагентов, а если не найдет им альтернативы в России, то заменит их иностранцами, у которых качество продукции выше.

С этим мнением не согласны аналитики, опрошенные "Коммерсантом". Исчезновение части поставщиков, на их взгляд, может привести к остановке и банкротству самого АвтоВАЗа. Поставщики не раз говорили, что сами находятся в предбанкротном состоянии и уже не могут идти на снижение цен и принимать к оплате векселя. Это замкнутый круг, говорят эксперты: в ближайшее время мы можем увидеть череду банкротств в автомобильной отрасли, и вопрос только в том, как и где она начнется, с самого АвтоВАЗа или с наиболее слабой части его поставщиков.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase