Архив rb.ru

"АвтоВАЗ" заставляет поставщиков снизить цены

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Поставщики делать это не хотят, а группа "СОК" предлагает свой вариант спасения "АвтоВАЗа"

"АвтоВАЗ" заставляет поставщиков снизить цены
Присоединиться
"АвтоВАЗ" надеется к концу года выйти на положительный денежный поток. На заводе решили, что помочь ему в этом должны поставщики комплектующих. В прошедшую пятницу президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин провел совещание с поставщиками, на котором потребовал от них снизить цены на поставляемую на завод продукцию, пригрозив аудитом и разрывом контрактов. Главный же поставщик "АвтоВАЗа" - группа "СОК" - снижать цены не намерен, зато придумал свой вариант спасения автогиганта.

Президент "АвтоВАЗа" Борис Алешин потребовал от поставщиков снизить цены на поставляемые на завод комплектующие как минимум на 10%.  Если они не согласятся снизить цены или, наоборот, повысят их, то "АвтоВАЗ" грозит выслать к ним специалистов для проверки экономики. А если поставщики не допустят сотрудников "АвтоВАЗа" к внутренней документации, то они могут лишиться контракта с "АвтоВАЗом". Такие жесткие меры в отношении собственных поставщиков, как объясняет Алешин, принимаются для того, чтобы выполнить первоочередную задачу завода - выйти на положительный денежный поток к концу года. Сейчас "АвтоВАЗ" работает в условиях чистого и операционного убытков.

Первые переговоры с поставщиками на эту тему прошли положительно, говорят на "АвтоВАЗе". Однако не все партнеры готовы идти на снижение цен. Так, в "Сибур - Русские шины" говорят, что цена закупаемых "АвтоВАЗом" шин сейчас и так ниже цен поставок шин на вторичный рынок, что они намерены доказать в ходе аудита. В группе "СОК", которая поставляет 40% необходимых компонентов "АвтоВАЗу", также не готовы снижать цены и ждут специалистов для проверки экономики, пишет "Коммерсант".

Поставщики и так недовольны введением "АвтоВАЗом" вексельной схемы расчетов, по которой завод оплачивает только 30% компонентов живыми деньгами, остальное - векселями. В итоге у них не хватает оборотных средств. Однако эксперты газеты считают, что поставщикам все равно некуда будет деться в такой ситуации и им придется снижать цены. Аудит же для поставщиков не так страшен, как кажется, потому что благодаря ему они смогут отстаивать свою ценовую политику, считают аналитики.

Группа "СОК" хочет спасти "АвтоВАЗ"

Тем временем, основной поставщик тольяттинского автогиганта - группа "СОК" - придумал собственный план, что надо делать "АвтоВАЗу", чтобы выйти из кризиса. Предложения группы будут озвучены на собрании акционеров завода в этот четверг, 25 июня.  Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на собственные источники, близкие к группе.  На собрании должен выступить сам Юрий Качмазов - бенефициар группы "СОК", которому принадлежат 1% акций "АвтоВАЗа".

Поставщик предлагает "АвтоВАЗу" наращивать экспорт Lada в условиях девальвации, жестче контролировать дилеров, увеличить продажи автокомпонентов как более маржинального продукта, а также отказаться от накапливания складских запасов и производить столько машин, сколько в состоянии продать. Кроме того, группа предлагает "АвтоВАЗу" снизить общезаводские издержки, которые составляют 25% себестоимости, оптимизировать персонал и жестко контролировать финансовые потоки.

Самое интересное, что группа "СОК" предлагает "АвтоВАЗу" вернуться к вертикально интегрированной структуре управления, при которой в руках завода сосредоточится вся цепочка производства от выпуска автокомпонентов до продажи готовых автомобилей через собственную дилерскую сеть. Для этого заводу надо купить собственных поставщиков, обеспечивающих до 90% потребностей завода, считают в "СОКе". В этом случае автоконцерн сможет приобретать комплектующие по себестоимости и контролировать свои затраты.

Еще одним из вариантов развития "АвтоВАЗа", по мнению поставщика, может стать покупка "АвтоВАЗом" контрольного пакета некоего иностранного автопроизводителя для обновления модельного ряда. Фактически "СОК" предлагает "АвтоВАЗу" отказаться от партнерства с Renault.

Борис Алешин этого плана группы "СОК" еще не видел. Два крупнейших акционера "АвтоВАЗа" сомневаются, что руководство завода прислушается к советам Качмазова, пишут "Ведомости". И вряд ли группе "СОК" доверят управление "АвтоВАЗом", говорят эксперты "Коммерсанта".

Старые связи Качмазова

Ранее "СОК" уже пытался взять под свой контроль "АвтоВАЗ". Во времена, когда президентом завода был Владимир Каданников, "СОК" стал крупнейшим поставщиком "АвтоВАЗа". Менеджеры группы заняли ключевые посты в дирекции сбыта продукции, владели несколькими крупными дилерами Lada. Это стало возможно благодаря тесным связям Качмазова с Каданниковым. После того, как в октябре 2005 года Каданников подал в отставку,  группа "СОК" надеялась получить "АвтоВАЗ" под свой контроль.

Однако в конце 2005 года "АвтоВАЗ" переходит под управление ФГУП "Рособоронэкпорт". После такого провала группа "СОК" попыталась вообще выйти из бизнеса, предлагая "АвтоВАЗу" выкупить завод "Ижавто" и компонентный бизнес, однако переговоры ничем не закончились. Теперь группа "СОК" может влиять на "АвтоВАЗ" только путем остановки производства комплектующих, что и было недавно продемонстрировано. 

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Красная икра дешевеет, а яйца дорожают: во сколько обойдется новогодний стол в 2023 году