Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Барометр кризиса: как себя чувствуют предприниматели и их бизнес во время санкций и евро выше 70

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Продовольственные санкции расширяются, цены в магазинах растут, евро уже стоит больше 70 рублей, а доллар его стремительно догоняет.

Барометр кризиса: как себя чувствуют предприниматели и их бизнес во время санкций и евро выше 70
Одним словом, кризис. Мы побеседовали с предпринимателями, чтобы выяснить, как чувствует себя их бизнес в нынешних условиях.


Фото: Fotoimedia

Кризис так или иначе меняет жизнь каждого. В недавнем опросе ВЦИОМ только 16% россиян отметили, что никак не изменили свои потребительские привычки. Остальным пришлось ужаться по тем или иным статьям расходов. Сильнее всего кризис сказался на путешествиях - от них отказались 12% опрошенных, 21% респондентов заявили, что уже на протяжении полугода реже покупают продукты, столько же перешли на более дешевые товары, а каждый десятый стал покупать продукты впрок.

Кризис обсуждается буквально на каждом углу. В соцсетях пользователи просят друг друга делиться своими историями и эмоциями от текущей ситуации. Например, такой вопрос задала на своей странице в Facebook гендиректор туристического агентства MAYEL Travel Майя Котляр и получила более сотни комментариев. Пользователи пишут, например, что еще полтора года назад на 5000 рублей можно было купить пять пакетов продуктов в супермаркете, а сейчас за это приходится платить вдвое больше. Кто-то рассказывает, что впервые в жизни сварил варенье и законсервировал огурцы с помидорами. Но много и таких, кто старается найти позитивные моменты: кризис - время возможностей. Кто-то перестал покупать ненужные вещи и стал реже выбрасывать продукты, кто-то начал инвестировать в себя - учиться дистанционно, ходить на интересные лекции.

Но можно ли назвать кризис временем возможностей для бизнеса? Если россияне уже меняют свои потребительские привычки, то что делать тем, кто продает им продукты, одежду, цветы и прочее? Мы пообщались с шестью предпринимателями и узнали, как чувствует себя их бизнес в это непростое время.

Михаил Перегудов, основатель "Партии еды" - сервиса доставки продуктов и рецептов для приготовления ужинов:

"Нашей компании ровно год - мы запустились 17 августа 2014-го. И вся наша работа пришлась на период продуктовых санкций, все развитие сервиса проходило в кризисное время. Конечно, санкции расширяются, и нам приходится постоянно на это реагировать, следить за списками запрещенных продуктов, общаться с поставщиками. Через неделю ждем новых ограничений и вносим корректировки в меню. Закупочные цены растут постоянно: когда мы запускались, доллар стоил 35 рублей, а сейчас - уже больше 60. При этом наши цены не выросли совсем. Мы жертвуем маржой, работаем в ноль, поэтому нашим клиентам сейчас выгоднее покупать у нас, а не в супермаркетах (а мы конкурируем скорее с ними, чем с ресторанами).

Но долго работать в ноль мы не сможем. Тут есть два варианта: либо придется снижать себестоимость (за счет качества или уменьшения порций), либо повышать цены. Вероятнее всего, пойдем по второму пути. И уже скоро.

Сейчас доля российских продуктов в наших коробках составляет 40% и постепенно увеличивается. Простой пример: импортная рыба недавно стоила 500 рублей за килограмм, а теперь - 850. Поэтому в нынешней ситуации правильнее всего переходить на российские ингредиенты - это факт. Конечно, у отечественных поставщиков цены тоже растут, но не такими темпами, как доллар.

Что же касается моего личного потребления, то в целом оно пока не изменилось - пользуюсь услугами собственной компании. Но рост курсов доллара и евро повлиял на отдых. Если раньше можно было легко слетать на выходные в Европу, на 3-4 дня, то теперь задумываешься - а может, лучше в Казань?.."

Ирина Трушкина, основатель сервиса подписки на цветы Weeklyflowers:

"Старт моего проекта пришелся как раз на период между 14 февраля и 8 марта, поэтому вариант работы "до кризиса", к счастью или к сожалению, я не оценила. Однако по реакции клиентов точно ощущалось общее недоумение, так как скачок цен был серьезным. Но цветы у нас все же пользуются спросом, поэтому покупатели смирились и адаптировались к текущей ситуации - те, кто покупал дорогие букеты, уже не так переживают, что их размер уменьшился, а те, кто покупал более дешевые, стали заказывать чуть реже, но все же заказывают!

Еще важно отметить, что я изначально рассчитывала на аудиторию, которая не задумывается о том, как бы купить побольше роз на тысячу рублей. Мои клиенты - люди, которых не устраивает палатка у дома, но при этом бегать по всей Москве в поисках аленького цветочка им некогда. За счет того, что у меня нет некоторых статей расходов, например, аренды павильона, то цена букета у меня получается оптимальной. Я даже могу себе позволить бесплатную доставку. Но, конечно, если раньше за 5000 рублей можно было купить огромный букет, то теперь его размер пришлось уменьшить вдвое. Стараемся всячески варьировать состав букетов, чтобы не шокировать клиентов.

Кстати, буквально два дня назад поставщики снова повысили закупочные цены. Мы в свою очередь тоже подняли цены на букеты, хотя это, конечно, не лучшая мера. Вариантов адаптации к кризису немного. Можно пересматривать состав букетов, собирать из чуть более дешевых сортов цветов - тогда получается примерно за ту же цену собрать хороший по объему и красоте букет. Но мы не собираемся пока отказываться от импортных цветов - они в разы лучше по качеству, чем выращенные в России.

Сама я пока привычек особо не поменяла, просто стало ощутимо, что цены выросли и расходы повысились. Скорее, поменялись долгосрочные планы, касающиеся больших бюджетов. Вот пока отказалась от покупки нового автомобиля".

Лариса Степанова, владелец марки женской одежды и сумок the irony:

"Кризис серьезно сказался на закупочной стоимости материалов, так как все ткани, кожа и фурнитура, которые мы используем в своих коллекциях, импортные. А учитывая общее положение вещей и тот факт, что зарплаты наших покупателей не выросли, повышать цены нам было категорически нельзя. Но и отказываться от качественных материалов в наши планы не входило.

Я провела анализ и решила, что стоит сократить затраты на аренду шоу-рума, сократив его площадь. Теперь наш шоу-рум в три раза меньше. Зато нам удалось удержать цены на наши весенние, летние и осенние коллекции одежды и сумок (несмотря на значительное повышение стоимости материалов) на уровне начала 2014 года, а для постоянных заказчиков мы увеличили скидки на 5-10% (прежняя система скидок для новых клиентов тоже действует). Рентабельность, конечно, сократилась, а мы продолжаем работать и выпускать коллекции в традиционном для нас  графике - новая коллекция к каждому сезону.

Сама же я отложила традиционный сентябрьский отпуск и отказалась от обновления машины".

Светлана Леонова, собственник и генеральный директор сети оптик "Взор" (Ачинск, Красноярский край):

"Почти все расходные материалы - оправы, линзы, аксессуары - у нас импортного производства. Доля отечественных товаров в оптике мизерная - от 5 до 10%. Поэтому и цены растут вместе с долларом - с ноября уже в два раза. Конечно, это сказалось на количестве покупок - они упали на 30%. А средний чек растет - как раз за счет роста цен. Заказов стало меньше - клиенты предпочитают ремонтировать старое или покупать что подешевле, готовое, китайское, экономят на аксессуарах.

Сократилась и зарплата сотрудников, особенно у мастеров сборщиков очков: у них зарплата зависит от выработки, а число заказов уменьшилось. Пришлось перевести на 0,75 ставки. Если тенденция сохранится, придется идти на сокращение штата. Обучение сотрудников тоже отложили до лучших времен.

Что касается лично меня, то тоже пришлось из-за кризиса немного подкорректировать личное потребление. В прошлые годы я проводила отпуск за рубежом, а в этом году поехала на Алтай. Отпуск получился бюджетнее, а по впечатлениям не уступает моим зарубежным поездкам. Уровень комфорта, конечно, не тот, но я в этом отношении неприхотлива. Возможно, в следующем году опять запланирую отпуск в России - у нас масса прекрасных мест, где я еще не была". 

Ирина Воронина, генеральный директор бизнес-школы AMI:

"Обучение - одна из первых статей бюджета, которую компании сокращают в кризис. Но наши клиенты пока не изменили своим привычкам: те компании, которые до кризиса использовали обучение как элемент мотивации сотрудников, продолжают это делать. Правда, сейчас они чаще переходят на внутреннее обучение, то есть используют своих сотрудников в качестве training-managers, а нас приглашают как внешних консультантов в ином формате - например, стратегических сессий. Цены на наши услуги остались прежними, потому что и до кризиса были на уровне среднерыночных.

Но, кроме работы с российскими ресурсами, мы также привлекаем спикеров, тренеров и игровые решения из-за рубежа. И так как мы ведем с европейскими партнерами расчеты в евро, то изменение цены в рублях соответствующее. Поэтому спрос на зарубежный продукт, несомненно, снизился. Баланс удается держать за счет повышения спроса на российские образовательные продукты.

Что касается моих личных потребительских привычек, то они не изменились. А вообще говорят, что в кризис надо вкладывать в себя или рожать детей. Я выбрала второе - родила дочь".

Ольга Черненко, совладелец и гендиректор агентства по дизайну и ремонту интерьеров White & Black Design Studio:

"Количество заказов у нас сократилось незначительно, но если раньше мы работали в том числе и с корпоративными клиентами (разрабатывали дизайн для офисов, ресторанов и т.п.), то теперь 100% наших клиентов – это частные лица. Но и они из-за снижения своей покупательской способности стали выбирать более дешевые варианты ремонта, более дешевые материалы для отделки, мебель.

Стоимость наших услуг по разработке дизайн-проектов не изменилась, но, конечно, заказчику ремонт сегодня обходится дороже – из-за роста цен на импортные товары. Даже если вы покупаете себе в квартиру мебель IKEA, она все равно подорожала. Думаю, ситуация изменится где-то года через полтора.

Что касается лично меня, то я, как, наверное, и многие, стала меньше тратить на дорогие рестораны, одежду и поездки. В прошлом году в отпуске была раза три, а в этом удалось выбраться только один. Возможно, до конца года еще съезжу, правда. Ну, и в деликатесах себя тоже приходится немного ограничивать".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 Что происходило с валютным рынком в России в мае и как с этим теперь работать — бизнесу и не только?
  4. 4 Все говорят о том, что реальный курс валюты другой. Что это значит?
  5. 5 Как санкции повлияют на российский рекламный бизнес: где искать пространство для новых возможностей
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти