Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Бизнес-аналитик: неуспешные компании уходят с российского рынка "под шумок" кризиса

Архив rb.ru
Полина

Полина

В последние несколько месяцев западные компании стали покидать российский рынок, и многие объясняют это политической нестабильность в регионе.

Бизнес-аналитик: неуспешные компании уходят с российского рынка "под шумок" кризиса
RB.ru выяснил, есть ли нечто общее в причинах закрытия иностранных бизнесов в России.


Фото: Fotoimedia

По мнению экспертов, на волне истерии вокруг ситуации экономической и политической напряженности в России, иностранцы все чаще принимают решение покинуть страну, но не все истории одинаковы. Зачастую внутренние сложности в бизнесе являются основополагающим фактором ухода компании с рынка, но удобнее приписать причины к кризису в стране.

Вчера заявил о закрытии российских магазинов британский ритейлер одежды New Look. Esprit, OVS и River Island вместе с польской компанией EM&F Group, которая занималась поставками этих брендов в Россию, тоже ушли с рынка. Американская сеть быстрого питания Wendy's решительно настроена закрыть последний российский ресторан, не утихают разговоры вокруг закрытия нескольких McDonald's в Москве и некоторых городах России. Кроме того, в связи с изменением закона о СМИ телеканал CNN заявил о прекращении вещания в России c 2015 года. Американская компания Adobe также планирует закрыть представительство в России. Это только самые громкие истории ухода компаний из России, их гораздо больше.

Партнер компании ФБК Александр Ермоленко отмечает, что есть две составляющих ухода иностранных компаний из российской экономики. Первая - политическая, связанная с санкциями Запада. "Этот фактор лишает иностранные компании пространства для маневра в бизнесе. Проекты в России для них становятся более рискованными", - считает Александр Ермоленко. Вторая причина, по его мнению, это общее состояние российской экономики. До санкций она оставалась инвестиционно привлекательной, даже несмотря на определенные страновые риски. Теперь прибыли не растут, а риски остались те же, и все это сопровождается внутренней нестабильностью, изменением налоговой базы, бюрократией и плохо работающей судебной системой. В результате экономически Россия стала не так привлекательна, как раньше. 

Большинство экспертов не уверенны, что у всех этих компаний есть общий повод уходить из России. Они отмечают, что New Look работал на российском рынке розничной торговли с 2009 года по мастер-франшизе, то есть управлением занималось не официальное представительство компании в России, а партнер Delta-Sport C.I.S., который выкупил право на развитие бренда в стране. С 2009 года они открыли всего порядка 20 торговых точек. "Вывод - в России у них просто не пошел бизнес. А сейчас решили воспользоваться ситуацией и объявить о своем уходе. Истинных причин может быть масса: неправильное управление ценовой и маркетинговой политикой и компанией в целом, например", - отмечают они.

Что касается сети ресторанов Wendy's, эксперты предполагают, что она тоже могла  воспользоваться ситуацией и уйти под шумок кризиса. А вот закрытие нескольких ресторанов McDonald's  в Москве - это просто показательный момент нашей власти, а не инициатива самой компании. У них в России огромный бизнес, который они вряд ли захотят потерять просто из-за политической нестабильности, считают эксперты.

Валютные скачки и общая нестабильность

Причина исчезновения брендов Esprit, OVS и River Island из торговых центров по официальной версии их управляющий компании в России EM&F Group - скачки в валюте, которые мешают работе. Однако, по мнению бизнес-аналитиков, это лишь последний удар, который пришелся на компанию, которая и прежде имела проблемы развития на российском рынке.

"Еще в 2012 году у компании был убыток в размере $59,8 млн, в 2013-2014 годах они вышли на чистую прибыль, но она не погасила убыток прошлого года. Значит, дела и так шли плохо", - поясняет ситуацию независимый эксперт рынка.

Партнер компании ФБК Александр Ермоленко считает, что колебания курсов являются первым признаком проблем в экономике, которые для многих служат сигналом для ухода с рынка. "Нестабильность ощущается не только на бирже или в котировках валют. Она отражается практически на всех сферах бизнеса. А так как скорого выхода из сложившейся ситуации иностранные компании не видят, они предпочитают просто закрыть свой бизнес в России", - анализирует ситуацию Александр Ермоленко. 

Телеканал CNN, который планирует прекратить вещание c 2015 года в связи с изменением закона о  СМИ в России, - это как раз пример из области несогласия с политической точкой зрения. А вот американская компания Adobe закрывает представительство в России по причине общего сокращения присутствия компании на развивающихся рынках в связи со значительным падением продаж, объясняют эксперты. Еще в 2012 году закрылось представительство в компании, чуть позже сократили штат офисов в Турции и ОАЭ. 23 сентября произошло и вовсе историческое событие - закрытие отделения в Китае, где работали более 400 сотрудников, поэтому не удивительно, что они решили уйти и с российского рынка, считают бизнес-аналитики.

К чему это приведет?

Александр Ермоленко пояснил RB.ru, что в текущих условиях вряд ли приходится говорить о полном замещении импорта. "На импортозамещение могут уйти годы, в отдельных отраслях - десятилетия. А если мы будем мыслить в горизонте года-двух, то глупо предполагать, что мы сможем хотя бы что-то заместить. Тем более в условиях ограниченного доступа к инвестициям", - считает эксперт. 

Сейчас, по мнению эксперта, это ведет к еще большей нестабильности. "При этом участники внутреннего российского рынка точно также дезориентированы, как иностранные. Однако если иностранные компании могут просто отказаться от проектов в России и подождать благоприятной конъюнктуры, то российскому бизнесу трудно будет найти альтернативные рынки", - говорит Ермоленко. 

Большинство экспертов сходятся во мнении относительно того, что внутренняя экономическая ситуация усложняется, и этот тренд не будет меняться. Они отмечают, что в нынешнем круговороте экономики государство неправильно принимает участие (направленное в сторону национализации, а не приватизации). Чем больше будет участвовать государство в регуляции экономики, тем будет хуже, считают эксперты.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter