Архив rb.ru

Бизнес-элита не имеет в РФ долгосрочных планов

Архив rb.ru

Крупный бизнес не любит публичность и беспокоится за наследников

Бизнес-элита не имеет в РФ долгосрочных планов
Присоединиться
Российский крупный бизнес не строит долгосрочных планов: подрастающее второе поколение собственников, приобщенное к западным ценностям, может направить унаследованный капитал за рубеж, показал опрос швейцарского банка UBS и компании Campden Research, результаты которого публикуют "Ведомости".

Российский крупный бизнес не любит привлекать к себе внимание как властей, так и общественности, не стремится сделать компанию публичной, не задумывается о передаче бизнеса по наследству и готов его продать, как только предложат хорошую цену. Он сталкивается с коррупцией и опасается набегов со стороны властей, поэтому деньги предпочитает хранить за границей и там же учить детей, но старается, чтобы отпрыски не утратили национальной идентичности.

Все это выяснили компании UBS и Campden Research, расспросив 25 российских предпринимателей, как они управляют бизнесом и что планируют делать с ним в ближайшие пять лет. Годовой оборот их бизнеса от $100 млн. Личное состояние половины опрошенных - $100-500 млн (минимальное - $50 млн).

Треть опрошенных надеются, что дети продолжат их дело, но не настаивают на этом. Подрастающее поколение первых бизнес-наследников приобщено к западным ценностям и лучше родителей разбирается в финансах, оно может направить семейные капиталы в Европу, подальше от российской бюрократии, в зарубежную тихую гавань.

Сферы деятельности опрошенных - авиация, энергетика, недвижимость, финансовые услуги, телекоммуникации, технологии, транспорт, производство, потребительские товары, добывающая промышленность, СМИ, торговые сети и фармацевтика. Три четверти имеют непубличный бизнес и не собираются на IPO.

Деньги делают бюрократы

"Не хочу передавать своим детям тяжесть и неуверенность, которые сопровождают управление большим бизнесом в России", - признался один из участников опроса. "В этой стране не надо быть предпринимателем, чтобы стать богатым, надо просто вращаться в правильных кругах: деньги делают бюрократы", - считает другой.

"Россияне часто действуют как серийные бизнесмены, строя одну компанию за другой: очень похоже на США, в Европе преобладает семейный бизнес, из поколения в поколение", - говорит соавтор исследования, управляющий директор мультисемейного офиса Марко Науманн. Состоятельные россияне часто не хотят передавать бизнес детям, потому что не уверены, что те смогут управлять им так же успешно в нестабильные времена, считает он.

Основатели крупных состояний жалуются на коррупцию и бюрократию, которая особенно сильна в регионах, а в силу исторической непредсказуемости экономики не планируют далее чем на два года вперед, сказано в исследовании. Единственное, что они учитывают в долгосрочных бизнес-стратегиях, - это недружелюбный бизнес-климат. "Я хочу вывести свой бизнес из-под радаров, я чувствую себя в безопасности, когда не очень заметен. Я не боюсь рейдерских атак - просто не хочу иметь известный бренд, привлекающий к себе много внимания",  - говорит, например, крупный девелопер.

Бизнес внутри, деньги - за границей

Тем не менее, опрошенные продолжают активно развивать свой бизнес, предпочитая делать это внутри страны: 72% не рассматривают возможности зарубежной экспансии в ближайшем будущем. Но все, кроме двух, сказали, что готовы продать бизнес за хорошую цену, а чуть менее половины готовы это сделать в ближайшие 2-4 года.

У 84% деньги хранятся за границей, самые популярные страны - Кипр, Швейцария, Виргинские острова. Офшоры используются не для налоговой оптимизации, а для защиты капитала.

Собственники жестко контролируют свой бизнес, заслужить их доверие непросто, отмечают исследователи. У большинства семьи не участвуют в бизнесе, у 72% члены семьи не просто не имеют доли, но даже и перспектив ее получить, треть опрошенных не разделяют бизнес-активы и личный капитал. Две трети предоставляют детям свободу самоопределения, и лишь треть надеется, что бизнес будет унаследован.

Не привлекать внимание

Предприниматели скромны и в личной жизни - чтобы не привлекать повышенного внимания к себе и своим деньгам. Лишь у двух есть яхта, столько же коллекционеров часов, вин и предметов искусства. Половина заявила, что не имеет предметов роскоши. "Мои дети сейчас в школе в Великобритании, там они смогут впитать истинные ценности, - рассказывает участник опроса. - Здесь, на Рублевке, у всех полно денег, можно услышать, как дети рассуждают о "Бентли" и "Феррари". Вот почему я осознал, что должен что-то предпринять".

Широкие возможности для образования и реализации способностей не оставляют оснований для бизнес-династий - это так и в России, и за рубежом, говорит "Ведомостям" эксперт, а стремление не выпячивать свои доходы естественно во враждебной среде. В "Деловой России" отмечают, что некоторые предприниматели даже специально ограничивают планку - $100 млн и дальше не наращивать, чтобы не оказаться под лупой. И хотя 25 опрошенных крупных бизнесменов - это, конечно, не социологически значимая величина, но примерно так же ответило бы большинство людей из несырьевого бизнеса, говорят в объединении бизнесменов.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter