Архив rb.ru

"Брачный контракт" для владельцев бизнеса

Архив rb.ru

Конфликты между совладельцами компании - заурядное явление в повседневной жизни бизнеса

"Брачный контракт" для владельцев бизнеса
Присоединиться

Нет нужды приводить какие-то особые примеры, поскольку два-три подобных случая сможет рассказать всякий, кто сколько-нибудь знаком с этой сферой жизни. О том, какой остроты могут достигать взаимные претензии, хорошо знают и бизнесмены, и, например, репортеры разделов уголовной хроники. Что же реально можно сделать для лечения этого распространенного в бизнесе заболевания?

Как и большинство хороших лекарственных средств, предлагаемое снадобье часто вызывает гримасу отвращения на лице. Речь идет о "брачном контракте", т. е., разумеется, о переложении идеи брачного контракта на бизнес-отношения. Понятны аргументы тех, кто уверен, что прочность настоящих человеческих и деловых отношений не заменит собой никакая бумага. Однако в бизнесе полезно считаться с фактами. Статистика семейных отношений, к примеру, свидетельствует, что пары, построившие свои отношения на основе брачных контрактов, разводятся значительно реже по сравнению с теми, кто понадеялся лишь на силу "чистой любви". У нас нет аналогичной статистики относительно бизнеса, но опыт свидетельствует, что бизнес-партнеры, документально проработавшие тонкости своих отношений, не просто значительно реже попадают в конфликтные ситуации, но, кроме того, гораздо более эффективно развивают свой бизнес.

Анализ множества конфликтных ситуаций между совладельцами бизнеса показывает, что в основе большинства из них лежит обида на несоблюдение договоренностей другим партнером. При этом каждая из конфликтующих сторон уверена, что предельно точно выполняет все договоренности, а вот партнер постоянно их нарушает. И здесь нет никакого парадокса. Просто особенность нашей устной речи такова, что каждый может иметь в виду под произнесенным словом что-то свое. Но никому не приходит в голову, что различия в понимании исходной информации неизбежны. "Бумага" же требует гораздо более точных формулировок. А если добавить к тексту еще и отработанную опытом структуру документа, то подавляющая часть потенциально возможных конфликтных ситуаций попадает в ловушки заранее предусмотренных механизмов их разрешения.

Как же должна выглядеть минимально полезная структура

Соглашения учредителей (так мы более точно и благозвучно предпочитаем называть "брачный контракт" для бизнеса). Как минимум, в этом документе должны быть проработаны следующие темы. Вопрос о составе совместной собственности. Исчерпывающее описание того, что именно принадлежит (или будет принадлежать) всем владельцам, а на что имеет (или будет иметь) какие угодно особые права один из них, позволяет снять один из типовых источников конфликтов. Вопрос о способах и периодичности исчисления прибыли, а также о механизмах ее распределения между совладельцами бизнеса. Хотя эта тема оговаривается в уставных документах любой фирмы, сегодня уставы слабо отражают реально существующую практику. И именно практику работы в данном составе совладельцев полезно зафиксировать хотя бы для себя. Важно также детально прописать механизмы наследования и/или получения стоимости законной доли бизнеса наследниками, несмотря на то что это положение в чем-то продублирует существующие законы и уставные документы фирмы. Никто не знает, что и когда с нами может случиться, но, если человек уверен, что будущее его близких будет обеспечено и партнеры по бизнесу скрепили своими подписями соответствующий документ, человек работает спокойнее и продуктивнее. Оговариваются также способы управления собственностью и необходимые ограничения (во многих случаях здесь полезно хотя бы зафиксировать доли прибыли, идущие на развитие бизнеса и на личное потребление). Необходим раздел, предусматривающий механизмы и способы контроля собственников за тем, кто непосредственно управляет бизнесом. Детальная проработка такого раздела помогает снять значительную часть потенциально возможных проблем, а также существенно облегчает вызревающую у многих со временем потребность передачи управления в руки наемного управляющего. И наконец, необходим раздел, предусматривающий механизм пересмотра достигнутых соглашений.

Жизнь меняется, и не все договоренности, которые были приняты "на берегу", оказываются полезны для дела. Любой совладелец вправе выступить с новыми предложениями. Но как сделать так, чтобы они не оказались полной и неприятной неожиданностью для остальных, - именно это и надо предусмотреть в вашем соглашении. В заключение хотелось бы дать еще один совет. Если у вас, совладельцев бизнеса, до сих пор нет вообще никакого документального соглашения между собой, попробуйте составить любой. Все равно это будет крайне полезная работа, в которой если не вам, то вашим партнерам удастся проговорить много серьезных вещей, которые наверняка их уже беспокоят. Как говорят наши западные коллеги, у которых давно уже прошли синяки от тех шишек, которые сегодня набиваем мы, "не нужно сразу стремиться к идеальному и единственно верному решению. Важно сделать хотя бы шаг в верном направлении. Остальное придет само собой... "

Евгений Емельянов

Опубликовано в газете
"Ведомости" 14 августа 2005 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Время большого перехода. Как подготовиться к смене старой ИТ-системы на новую и не разрушить бизнес
  2. 2 Программа лояльности клиентов: что это и какие цели бизнеса решает
  3. 3 Типы руководителей: классификация и чем отличаются
  4. 4 Гэмба: эксперимент, который помогает лучше понимать бизнес
  5. 5 Как избавиться от культуры переработок в компании: 3 этапа