Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Брендовые войны в РФ: водка - Москва-Сити, Nike - Рособоронэкспорт

Архив rb.ru
Владимир

Автор издания RB.RU

Владимир

Конкуренция за торговые марки в России становится глобальной и межотраслевой

Брендовые войны в РФ: водка - Москва-Сити, Nike - Рособоронэкспорт

  Конкуренция за торговые марки в России обретает глобальные черты. Производитель водки "Русский стандарт" отстаивает свои права на бренд Imperia, вынуждая Mos City Group, строительного девелопера офисного комплекса Imperia Tower в "Москва-Сити", подумать о смене его названия. А Nike, крупнейший в мире производитель спортивных товаров, вступил в схватку за товарный знак с "Рособоронэкспортом" - одним из мировых лидеров в продаже оружия. 

Роспатент вчера признал регистрацию товарного знака Imperia Tower, в том числе в кириллической транскрипции, незаконной. Этого требовало ЗАО "Руст Инк", входящего в холдинг "Русский стандарт" и продающего водку Imperia. Между тем Imperia Tower к алкогольной индустрии никакого отношения не имеет. Так называется один из крупнейших проектов в портфеле Mos City Group (MCG) и в строящемся деловом центре "Москва-Сити". Это офисная башня на 280 тыс. кв. м, инвестиции в проект - $1,2 млрд, ввод в эксплуатацию - 2009 г.

С точки зрения "Русского стандарта", аннулирование регистрации - логично. Во-первых, его водочный бренд "Империя" был выведен в 2004 г., т.е. на три года раньше регистрации "Империя Тауэр". Во-вторых, производитель алкоголя предусмотрительно зарегистрировал торговую марку Imperia  и по классу "финансовых услуг и девелопмента" еще в 2005 году. Именно по этому классу MCG зарегистрировала и свой бренд. А в классе "строительство" зарегистрирована региональная компания "Империя Центр".

Шансы

В MCG намерены вернуть себе право на торговую марку. Эксперты, опрошенные  "Коммерсантом", расходятся в оценке такой вероятности. По мнению одних, слово imperia не обладает оригинальностью, а различительной способностью обладает как раз второе слово - tower. Поэтому, если компания решит обратиться в арбитраж, у нее есть шансы признать действия Роспатента неправомерными.

Другие придерживаются противоположного мнения и оценивают шансы MCG как ничтожные: в данном случае imperia стоит первым словом и является доминирующим, поэтому если "Руст" зарегистрировал свой товарный знак по всем классам, то более поздняя регистрация Imperia Tower незаконна.

Nike vs. "Рособоронэкспорт" 

Другая брендовая война разворачивается между крупнейшим производителем спортивной одежды и экспортером оружия. Nike пытается запретить "Рособоронэкспорту" использовать товарный знак - букву R из трех галочек (известная как swoosh). Во время президентских выборов, кстати, Центризбирком РФ согласовывал с Nike логотип предвыборной кампании - галочку в цветах российского флага.

Но вот к "Рособоронэкспорту" у Nike претензии есть. Дело в том, что экспортер в ноябре 2006 г. зарегистрировал товарный знак по 12 видам товаров (от красок до одежды и обуви). В Nike сочли, что swoosh и R имеют схожий дизайн и обратились в Палату по патентным спорам с просьбой лишить правовой охраны товарный знак "Рособоронэкспорта". Палата в апреле 2008 г. отклонила претензии Nike, сославшись на то, что "серпообразные элементы в сравниваемых знаках отличаются по внешнему контуру". Но Nike может оспорить это в Арбитражном суде или аннулировать знак R на основании его неиспользования через три года после регистрации, отмечают "Ведомости".

Брендовые споры 

Подобные межотраслевые споры возникали и раньше. В начале 2008 г. Палата по патентным спорам Роспатента лишила правовой охраны товарный знак "Балтика", который принадлежал одноименному футбольному клубу из Калининграда. Были и обратные примеры: в феврале футбольный клуб Chelsea Романа Абрамовича запретил использовать свою эмблему российскому производителю водки "Парламент групп".

Чужая раскрученная марка приносит огромную прибыль, и маскировка под чужой бренд становится все привлекательнее. Один из первых громких скандалов в этой сфере случился осенью 2006 г., когда Инская птицефабрика в Кемерово выпустила яйца с логотипом МТС. Такого рода случаи стали называть "вирусной атакой на бренд". Из последних скандалов - иск Odnoklassniki.ru к "Эксмо": социальная сеть обвинила  издательство  в "копировании фирменного стиля" интернет-сайта.

Стоит отметить, что согласно данным McKinsey, Россия возглавляет рейтинг самых брендозависимых стран. Теперь в России бренды - важный способ самоидентификации, демонстрация жизненного успеха, а также ориентиры качества в океане товаров. Больше всего внимания бренду россияне уделяют при выборе мобильных телефонов, сигарет и автомобилей класса B и C. И меньше всего - при выборе универмагов, служб доставки товаров по почте и бумажных носовых платков.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter