Архив rb.ru

Бюджетная реформа в РФ

Архив rb.ru
Дина Богдашова
Дина Богдашова

Автор -- RB.ru

Дина Богдашова

Теперь средства из бюджета будут расходоваться более эффективно

Бюджетная реформа в РФ
Присоединиться
Масштабная бюджетная реформа в РФ состоится в ближайшие годы. Как следует из программы повышения эффективности бюджетных расходов, опубликованной сегодня Минфином, министерства и ведомства будут получать государственные деньги только под конкретные долгосрочные целевые программы. Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджеты последующих лет уже полностью готовить по новой методике. Эксперты опасаются, что на первом этапе ведомства и министерства будут подходить к новым принципам работы только формально.

Минфин опубликовал программу повышения эффективности бюджетных расходов (смотрите в доп.материале). Основной момент в ней - переход на программно-целевой принцип работы федеральных и муниципальных органов власти.

В основе новой модели будут лежать долгосрочные целевые программы (ДЦП), которые федеральным ведомствам будет предложено писать исходя из целей Концепции долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. У каждого министерства будет как минимум по одной целевой программе.

Распорядители бюджетных средств будут давать госденьги исключительно под конкретные разработанные программы, а эффективность их реализации будет проверяться ежегодно. Если целевые показатели не будут достигнуты, программа будет корректироваться или отменяться. Таким образом, суть реформы будет заключаться в том, что бюджетный процесс будет начинаться с постановки задач, определения мероприятий и их финансирования.

Для повышения эффективности бюджетных расходов Минфин также предлагает формировать долгосрочный (на срок не менее 12-15 лет) экономический и бюджетный прогноз, при этом министерство считает, что верстать федеральный бюджет надо только на основе консервативного прогноза (другие варианты - "для информирования бизнеса и международного сообщества").

Кроме того, Минфин предлагает восстановить фискальные правила (в том числе, сократить ненефтегазовый дефицит до 1% ВВП), а также поэтапно увеличить условно-утверждаемые расходы федерального бюджета не менее чем до 5% объема расходов в первом и до 10% объема расходов во втором году планового периода. Считает необходимым Минфин и установить ограничения на рассмотрение законопроектов с поправками в бюджет.

Опробовать программно-целевой принцип Минфин планирует при подготовке бюджета 2011 года, а бюджет на 2012 год и период до 2014 года уже полностью делать программным.

Очередная формальность?

Помимо нацпроектов, программными расходами в структуре федерального бюджета являются государственные инвестиции, их доля в экономике РФ возросла в период кризиса примерно до 4% от ВВП, говорит RB.ru главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин. По его словам, для значимого улучшения качества госуправления расходами необходимы макроэкономические предпосылки, стимулирующие приток инвестиций в сектор реальных производственных вложений.

"Однако, судя по прогнозам бюджета РФ на 2010 - 2012 гг., роль государственных инвестиций в сфере создания экономической инфраструктуры, необходимой в данном случае, будет снижаться. Для частного бизнеса текущая инфляционная и налоговая ситуация в РФ не является стимулирующей по характеру. Поэтому я скептически отношусь к анонсированной Минфином РФ программе перевода всех расходов на целевой принцип", - отмечает собеседник RB.ru.

Эта программа - уже не первая попытка правительства внедрить прогрессивный подход к бюджетному планированию, говорит RB.ru Андрей Чернявский, эксперт Центра развития ГУ-ВШЭ. В нынешнем бюджете программным подходом в виде Федеральных целевых программ (без учета нацпроектов) охвачено около 10% расходов. ФЦП, как правило, не включает в себя текущие расходы и зарплату госслужащих и бюджетников, отмечает эксперт. Кроме того, с формальной точки зрения, каждое федеральное министерство и ведомство имеют цели и задачи на среднесрочную перспективу, набор мероприятий для реализации поставленных целей и промежуточных индикаторов. Однако данная конструкция, видимо, не устраивает правительство, отмечает Чернявский.

При этом эксперт признается, что плохо понимает, как будет работать данная программа. По его мнению, на первом этапе переход на программное бюджетирование, которое Минфин собирается осуществить в короткие сроки, будет носить формальный характер. "Создадутся подразделения, которые будут готовить бюджетные заявки, все документы на ДЦП, не беспокоя основные подразделения. А потом по этим заявкам министерства и ведомства будут получать необходимые ресурсы. Все ведомственные целевые программы будут упаковываться в одну долгосрочную, а денег будет проситься примерно как в прошлом году, но чуть-чуть больше. Министерство будет собирать все ДЦП и готовить на их основе бюджет", - размышляет Чернявский.

Если же министерства и ведомства серьезно подойдут к разработке программ, то и здесь они столкнуться с определенными трудностями, отмечает эксперт. По его словам, затраты на некоторые виды услуг ряда ведомств очень сложно оценить. "Многие важнейшие политические задачи - например, обеспечение национальной безопасности или международные отношения - в принципе не поддаются количественному измерению и оценке, нормированию, предусмотренным в программе", - резюмирует Чернявский.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Минфин отсрочил маркировку ювелирных изделий на год