Архив rb.ru

Бюджетникам меняют систему финансирования

Архив rb.ru

Больницам и школам придется зарабатывать самим, а ФСБ - в пользу государства

Бюджетникам меняют систему финансирования
Госдума в пятницу приняла в третьем окончательном чтении правительственный законопроект о реформе бюджетных учреждений. Их переводят на принципиально новую систему финансирования, суть которой в сокращении бюджетных субсидий. Больницам и школам денег из бюджета будут давать меньше, а нехватку разрешат возместить коммерческой деятельностью. Заниматься бизнесом разрешат и силовикам - им смету оставят прежней, но заработанные деньги придется сдавать государству. За положенные бесплатные услуги людям в большинстве случаев придется платить, опасаются противники закона.

Законопроект подготовлен в Минфине, первое чтение в Госдуме прошло еще 12 февраля. После этого к нему поступило более 340 поправок, 21 апреля законодательные инициативы были одобрены депутатами во втором чтении, в окончательном - спустя два дня 315 голосами "за", 94 депутата были против (коммунисты и эсеры).

Цель законопроекта - "оптимизировать работу этих бюджетных организаций, сделать ее высококачественной, взаимовыгодной для всех сторон". "Ряд людей полагают, что это второе издание закона о монетизации, который ударит по людям не одномоментно, а пролонгировано, - заявил в разговоре с RB.ru политолог Сергей Марков. - Он будет набирать силу и это станет важнейшим фактором на парламентских выборах 2011 года и президентский - 2012".

Принятие закона предполагает внесение изменений в 18 законодательных актов, из которых 15 - в сфере, в частности, образования, науки, культуры, архивного дела, обороны и других сферах, а также в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Предполагаемые изменения затронут порядка 328 тыс. бюджетных организаций, в том числе 25 тыс. федеральных и свыше 300 тыс. региональных и муниципальных.

Что предлагается

Проект закона предусматривает разделение бюджетных организаций на три типа. Первый - собственно бюджетные организации в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры и в других областях. Второй, так называемые казенные - национальная оборона и обеспечение безопасности государства, а также психиатрическая помощь населению.

Для первого типа организаций принцип бюджетного финансирования изменится кардинально: они будут переведены со сметного финансирования на бюджетные субсидии в рамках госзаказа. Эти организации получают право зарабатывать деньги на собственные нужды. Они смогут вводить платные услуги, сдавать помещения в аренду и так далее. Доходами распоряжаться также будут сами. При этом государство больше не будет обязано субсидировать эти организации просто по факту их существования.

Все остальные госучреждения получат статус автономных и так называемых новых бюджетных учреждений. Для этого вводится упрощенный порядок изменения типа государственного и муниципального учреждения, не требующий реорганизации и предусматривающий лишь внесение соответствующих изменений в учредительные документы.

Автономное учреждение избавляется от необходимости отчитываться перед государством по заработанным средствам, а также получает право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного. При этом государство избавляется от ответственности за такое учреждение.

Право на приносящую доход деятельность будет и у казенных учреждений, но на них будут налагаться "дополнительные ограничения" - все доходы от нее будут поступать в "соответствующий бюджет" (федеральный, региональный и так далее).  К казенным учреждениям будут отнесены, в частности, Главное управление специальных программ президента РФ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны, а также федеральные службы по миграции, таможне и контролю за оборотом наркотиков.

В сфере здравоохранения казенными будут психиатрические больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением, ряд других специфических (инфекционных) больниц.

Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года устанавливается переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме. В частности, действуют ранее принятые нормативные акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет.

Пока не ясно

Новые правила функционирования вызвали целый ряд опасений и вопросов. Во-первых, ряд членов бюджетно-налогового комитета Госдумы выразили обеспокоенность относительно возможного в связи с этим сокращения федеральных бюджетных ассигнований на социальные учреждения. Однако Минфин категорически это опровергает.

"Такой задачи государство не ставит, - заверила ИТАР-ТАСС заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко. - В законе записано, что финансирование госзаданий бюджетных учреждений исходит из объема финансового обеспечения текущего года".

Кроме того, был поставлен вопрос о том, не приведет ли реформа к полному исчезновения бесплатных социальных услуг для населения. В частности, этот вопрос был задан накануне премьер-министру РФ Владимиру Путину в Госдуме членами фракции КПРФ.

Схожие опасения высказал ранее и спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который считает, что "коммерциализация бюджетной сферы сделает ее услуги недоступными для значительной части населения".

Путин поясняет

Критикам реформы ответил Владимир Путин. Премьер опроверг, что реформирование бюджетных учреждений приведет к исчезновению бесплатных услуг. По его словам, речь идет о том, "чтобы было четко и ясно, что является платной услугой, а что обязательно - бесплатно".

Кроме того, по словам премьер-министра, благодаря реформе, "база для коррупции сократится", поскольку сами учреждения "получат больше прав, будут распоряжаться своими ресурсами, самостоятельно, на глазах трудового коллектива, а структура расходов не будет навязана чиновниками". В конечном итоге, по его мнению, это приведет к росту зарплат у сотрудников этих организаций.

Чтобы снять возникающие вопросы, в законе зафиксировано, что оказание платных услуг должно осуществляться сверх плана по бесплатным. "Бюджетные учреждения должны выполнять госзадания, а потом уже оказывать платные услуги, причем они (платные услуги) должны соответствовать уставной деятельности организации", - пояснил первый замглавы бюджетно-налогового комитета Госдумы Виталий Шуба.

В недобрый час

Александр Осин, главный экономист УК "Финам Менеджмент" не уверен, что время введения этого закона выбрано верно. "Закон основывается на ожиданиях быстрого, V-образного восстановления российской экономики из рецессии и аналогичного по темпам преодоления кредитного кризиса, что вызывает существенные сомнения", - заявил он в разговоре с RB.ru.

В частности, доля проблемной задолженности российских банков в 2009 г. оценивалась ведущими мировыми рейтинговыми агентствами в 30%-50%. В 2010 г. эти оценки были снижены до 20%. Однако, очевидно, что качество активов российских банков при этом не изменилось, что будет сдерживать процесс кредитования российской экономики в среднесрочном периоде, считает эксперт.

30% российских предприятий по итогам 2009 г. были убыточными, рентабельность продукции в РФ в 2008 г. была равной 13,4% против 29,3% 1992 г, напоминает он.

"На этом фоне рост внутреннего потребления не будет достаточным для обеспечения финансирования бюджетных структур за счет увеличения доходов частного сектора, - говорит Александр Осин. - Результат - рост инфляции, новый раунд снижения реальных доходов населения, ослабление структуры ВВП страны".

Его коллега, ректор учебного центра "Финам" Ярослав Кабаков поясняет, что у правительства сейчас главная проблема - сократить бюджетный дефицит. "Самый простой путь, перевести бюджетников на сдельщину - сколько выучили, вылечили и так далее, столько денег вам государство и заплатило. А в качестве компенсации сокращения финансирования бюджетным организациям предоставляется право заниматься коммерческой деятельностью, то есть оказывать дополнительные услуги за деньги".

"Закон сырой, велика вероятность того, что на практике он приведет к множеству перекосов, например, намеренному банкротству многих бюджетных предприятий и перепрофилированием, например, музеев или школ под коммерческие объекты", - опасается Ярослав Кабаков.

"Коммунисты против, поскольку они в принципе против сокращения социальных обязательств государства, да и "попиариться" на горячей теме не грех, тем более что в массовом восприятии закон представляется полным отказом от бесплатного образования и медицины", - заявил Ярослав Кабаков.

По его словам, эту тему "охотно мусолит даже либеральная оппозиция, которая, по сути дела, должна поддерживать такую концепцию". Риски действительно велики. "Но с другой стороны, не секрет, что бюджетные организации и прежде не брезговали оказанием коммерческих услуг, только делалось это часто нелегально и деньги в бюджет этих организаций не попадали", - резюмирует эксперт.

"Радикальные друзья Кудрина, снедаемые идеей нанести поражение "Единой России", смогли это сделать", - считает политолог Сергей Марков. Но во всем это есть и другая логика, говорит он: в результате реформы платных услуг станет не больше, а меньше. Строится она на том, что сейчас уже огромное количество услуг - платные, но никем не регулируемые, при этом государство не в состоянии бюджетировать все услуги. "Нужно все эти платные услуги делать официальными, - приводит эту точку зрения политолог. - Это позволит их упорядочить".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

18 — 20 ноября 2019

INTR: Основы Hadoop

18 ноября 2019 — 18 января 2020

Основы работы с цифровыми правами