Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Чему руководитель может научиться у морской пехоты

Архив rb.ru
Ирина

Ирина

Результат дает не теория, а четкое видение цели

Чему руководитель может научиться у морской пехоты

В бизнесе, как и в военном деле, лидеры добиваются успеха благодаря тому, что опираются на базовые ценности, формулируют четкие цели, умеют найти слабые места конкурентов, разработать и воплотить стратегию и тактику, ведущую к победе. Так считает Дэмиан МакКинни, двадцать лет отслуживший в британской морской пехоте, а ныне возглавляющий международную консалтинговую компанию McKinney Rogers. Работая с крупными корпорациями, он не раз сталкивался с тем, что многие армейские методы применимы и в бизнесе, а руководители могут многому научиться у лучших армейских командиров.

Главная задача - служить и защищать

Корпоративные катастрофы последних лет заставили МакКинни вспомнить о такой сугубо военной задаче, как обеспечение безопасности. Думая о военных, мы обычно вспоминаем батальные сцены, смерть и разрушение, но их главная задача - служить и защищать. Бывший морпех уверен, что к аналогичной цели должен стремиться и бизнес, защищая свои бренды, потребителей, сотрудников и акционеров. Это особенно важно в период потрясений и кризисов. Если эти принципы соблюдены, а ключевые ценности бизнеса им соответствуют, то прибыль и успех не заставят себя ждать.

Четкая концепция успеха

Каждая военная операция имеет цель, и эта цель определена ясно и четко. Борьба не может быть закончена, пока цель операции не будет достигнута. Так и в бизнесе: четкие критерии успеха помогают компаниям сфокусироваться на цели и направить все силы на ее достижение.

Компании, поступающие иначе, не ждет ничего хорошего. Пример - бывший гигант Уолл-Стрит компания Bear Stearns, закончившая свое существование тем, что в 2008 году была принудительно продана JPMorgan под наблюдением правительства. Все 85 лет своей жизни компания жила сиюминутными целями, пренебрегая диверсификацией бизнеса. Компания не имела ни четкого представления об успехе, ни ясных целей, не говоря уже о сплочении вокруг них своей армии из 14 000 сотрудников.

Даже когда стали очевидны признаки глобальной рецессии летом 2007 и зимой 2007-2008, Bear Stearns продолжала работать по-старому - ради следующего квартала и выплат очередных бонусов. Ситуация радикально изменилась, но руководители не смогли быстро отреагировать, потому что не имели никакой концепции развития. Начальники разных уровней реагировали по-разному. Некоторые остались сражаться и вели за собой людей, но большинство бежало с поля боя, рассылая по пути резюме конкурентам - у них не было общих целей, ради которых стоило бы бороться вместе с командой.

Полагайтесь не на теорию, а на действие

Планируя сражение, офицеры ставят перед своими подчиненными конкретные и детализированные задачи, добиваясь их полного понимания. Этот испытанный подход обеспечивает четкость и согласованность действий. Гражданским управленцам тоже не помешало бы взять этот прием на заметку и использовать при внедрении стратегии.

По мнению ветерана-морпеха стратегия должна быть основана не на показателях, а «на действиях», как он выражается. К чему стремится компания? Как вы видите свое положение через год? Как собираетесь этого достичь? Результаты дают не теории, а четкое видение цели.

Доверяйте своим менеджерам

Великие полководцы и великие лидеры бизнеса всегда думают о будущих сражениях. Дальновидные руководители учатся доверять текущие битвы своим заместителям. Лидеры бизнеса, управляют ли они мультинациональными гигантами или семейной компанией, должны уметь доверять и делегировать. Если вы не доверяете своим менеджерам, то вас, как лидера, ждет провал (уроки делегирования от Суворова, Сталина и Гудериана - в доп. материале).

Сосредоточьтесь на главном направлении

В военном деле важно найти слабое место противника и именно туда направить свой главный удар. Компании же, говорит Дэмиан МакКинни, часто пытаются атаковать конкурентов по всем направлениям. Основная причина такого подхода - это неуверенность в правильном выборе уязвимого участка и неумение взаимодействовать. МакКинни призывает не повторять действия конкурента, а найти ахиллесову пяту и ударить по ней.

Отличным примером может служить компания Apple и ее руководитель Сив Джобс. Поняв, что на рынке ПК стало слишком много конкурентов, к тому же использующих софт Microsoft, Джобс внедрился в область, где его «противники» - Hewlett-Packard, IBM, Microsoft и Dell - не были сильны. «Главным направлением удара» компании стал iPhone (как ранее iPod): все ведущие инженеры, маркетологи и разработчики в обстановке полной секретности сосредоточили свои силы на одном направлении.

Google, Microsoft и Research in Motion бросились вдогонку, запуская аналогичные собственные продукты, но Apple уже использует успех iPhone в десятках других прибыльных направлений.

Берегите лучшие силы

Перед сражением генералы дают возможность войскам отдохнуть и готовят их к решающим боям. Все это применимо и в бизнесе. Для победы нужны не усталые и испуганные, а бодрые, мотивированные и энергичные менеджеры. Между тем, кризис с его сверхурочными, работой по выходным и жесткой экономией не лучшим образом сказывается на состоянии личного состава. МакКинни советует вывести лучших людей из «боя», отправить их в резерв, дав возможность восстановиться. И резерв этот развивать, пока еще есть возможность нанимать лучших из лучших.

Не останавливайтесь на достигнутом

Не следует почивать на лаврах: достигнув очередной цели нужно немедленно ставить перед собой следующую.

По материалам Forbes

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Инструкция по эксплуатации» аутсорсинговой компании: 6 правил для бизнеса по выбору подрядчика