Четверть российского автопарка пора отправлять на свалку

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Россияне до сих пор ездят на "Запорожцах" и "РАФиках"

По дорогам России ездят почти 30 млн легковых автомобилей. Из них только три четверти пригодны для нормальной эксплуатации, а четверть легкового парка давно пора утилизировать. Однако россияне не спешат отдавать свои старые автомобили на утилизацию, предпочитая оставлять их просто гнить на улице.

По данным аналитического агентства "Автостат" на начало 2008 года в России числится 29,4 млн легковых автомобилей. Четверть этого парка - автомобили в возрасте до пяти лет. Практически столько же приходится на легковушки возрастом от 5 до 10 лет. Но больше всего в легковом парке России совсем древних автомобилей: почти половина парка - это легковушки старше 10 лет.



Самый старый парк автомобилей в Дальневосточном регионе, где господствуют "праворульные" подержанные иномарки. На северо-западе и юге России доля машин "в возрасте" также велика. В этих регионах очень низкий приток новых машин, - говорит Сергей Целиков. Омоложение парка, пусть медленными темпами, но все-таки идет в центральных регионах России, в Поволжье, на Урале, говорит директор агентства "Автостат" Сергей Целиков.

Вечномолодые "Жигули"

Из почти 30 млн легковых автомобилей, которые ездят по дорогам России, по всем правилам могут это делать - только 22-23 млн. Четверть российского автопарка, а это ни много ни мало 7-8 млн легковых машин - ездить не должна. Эти автомобили, возраст которых перешагнул за 20 лет, давно надо утилизировать, делают вывод аналитики "Автостат". Больше всего "старинных" автомобилей - 3 млн штук - марки "Жигули", почти 1 млн автомобилей за 20 - иномарки, и еще около 3 млн машин - это другие российские и "советские" автомобили. Но миллионы "Жигулей", "Москвичей" и "Запорожцев", которым уже по 20-30, а то и 40 лет от роду, не только до сих пор числятся на учете ГИБДД, но и продолжают колесить по российским просторам.

Согласно исследованию "Автостат", на дорогах в России вполне можно встретить автомобили таких уже казалось забытых марок как "РАФик", "ЛуАЗик" и даже "АВИА", "НИСА", "АРО" (см. фоторепортаж). В России насчитываются не единицы, а тысячи "Тальботов", "Вартбургов", "Баркасов" и т.п.

Омоложение автопарка

Как отмечает Сергей Целиков, омоложение российского автопарка медленно, но происходит. Главным образом, парк молодеет за счет притока новых автомобилей, но не ухода старых транспортных средств. "Если взять укрупненные данные, то в течение последних двух лет российский автопарк пополняется за счет новых автомобилей на 2,5-2,7 млн машин при выбраковке (в результате утилизации или снятия с учета ГИБДД) - всего 800-900 единиц", - подсчитал эксперт. Проблема утилизации старых автомобилей - одна из самых острых в России, так как в нашей стране - самый старый автопарк в Европе.

По мнению Целикова, развитие перспективного направления рынка trade-in, который станет возможным после отмены двойного налогообложения автомобилей, практически никак не скажется на изменении структуры автопарка. Существенного омоложения парка можно ожидать только, если наладить процесс утилизации старых авто.

По мнению собеседника, должны быть приняты соответствующие законы на государственном уровне, как это сделано во многих странах. Если создать условия, при которых эксплуатация старых автомобилей станет дорогой и невыгодной, то это подтолкнет россиян сдавать автомобили на утилизацию. Как, например, в Японии: чем старше автомобиль, тем дороже обойдется прохождение техосмотра автомобиля (как перерабатываются автомобили в развитых странах см. в доп.материале).

Необходимо заинтересовать и привлечь в этот процесс бизнес. Ведь сейчас выгодней просто оставить машину гнить на улице или выбросить на свалку, чем утилизировать. Расходы на транспортировку автомобиля в "утиль" могут не всегда окупиться. Стоимость тонны черного металла невелика - порядка $200-300. При этом средний автомобиль весит, как правило, порядка одной-двух тонн.

Зачастую во многих странах процесс переработки автомобилей дотируется государством. В США, например, - это огромный бизнес, приносящий реальный доход его владельцу. Автомобиль в Америке - самый перерабатываемый потребительский продукт, по этому показателю он опережает даже газеты, алюминиевые банки и стеклянные бутылки. Необходимо создать четкую процедуру сдачи старой машины в утилизацию, добавляет Целиков.

Пока же, по его словам, только изменения в начислении налога при прохождении ГТО, введение обязательного страхования (ОСАГО) способствовали незначительному омоложению автопарка страны.

Чем невыгоден старый парк

Малоэффективная утилизация старых автомобилей вредит не только экологии, но и мешает развитию автомобильного рынка. Ведь чем слаженней работает система ухода с рынка старых авто, тем у рынка больше возможностей поглощать новые автомобили. Пока российский автомобильный рынок развивается сумасшедшими темпами. Однако, не за горами снижение темпов роста продаж новых автомобилей.

Старые автомобили являются небезопасным средством передвижения. Только в прошлом году по данным ГИБДД в России причиной более двух тысяч ДТП стала неисправность транспортных средств, которые привели к гибели более 400 людей и ранению почти 3 тыс. человек (полные данные по количеству ДТП в доп. материале). Число машин на дорогах растет значительно быстрее, чем они уходят с дорог, что создает не только проблемы пробок, но и снижает их безопасность.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
OpenTalks.AI
14 февраля 2019
Ещё события


Telegram канал @rusbase



Реклама помогает Rusbase


Разместить рекламу