Архив rb.ru

Чиновники хотят обезопасить пассажиров от банкротства авиакомпаний

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Они предлагают заморозить четверть выручки, чтобы была возможность летать без доходов три месяца

Чиновники хотят обезопасить пассажиров от банкротства авиакомпаний
Присоединиться
Минтранс и Росавиация придумали, как избежать повторения ситуации с банкротством AiRUnion, когда тысячи пассажиров не смогли вовремя улететь и вынуждены были толпиться в аэропортах по несколько дней и даже недель. Ведомства хотят заставить авиакомпании в обязательном порядке предоставлять гарантии своей финансовой состоятельности - фактически замораживать четверть годовой выручки. Этим министерства подпишут смертный приговор всей отрасли, обещают авиакомпании. И эксперты рынка с ними солидарны.

Минтранс и Росавиация хотят внести в Федеральные авиационные правила новую норму. По ней Росавиация получит право в любое время оценивать финансовое состояние авиакомпаний и на основе результатов оценки приостановить или вообще прекратить работу авиакомпании. Чтобы подтвердить свою финансовую состоятельность и избежать таких санкций, перевозчикам предлагается несколько вариантов: зарезервировать определенную часть выручки на депозите (то есть фактически изъять ее из оборота) или предоставить банковские гарантии, или - страховой полюс. Причем, предоставлять такие фингарантии придется как при получении сертификата эксплуатанта, так и при его продлении или внесении изменений в условия эксплуатанта.

Ведомства еще не разработали систему методики оценки финансового состояния перевозчика, а также не определили суммы взноса в резервный фонд. Однако источник газеты "Коммерсантъ" уверяет, что они будут полностью соответствовать авиационным правилам, которые ввели в Евросоюзе в этом году. По ним размер финансовой гарантии должен составлять порядка 25% от годового оборота компании. Этот резерв позволит перевозчику даже при неожиданном банкротстве продолжать осуществлять полеты в течение трех месяцев. Тем самым россияне, купившие билеты заранее, избегут ловушки, в которую попали пассажиры обанкротившегося альянса AiRUnion.

Минтранс должен утвердить новые правила, предложенные Росавиацией, в первом квартале 2009 г., а вступить в силу они должны с начала летнего расписания.

Авиакомпании в шоке

Авиаперевозчики от таких нововведений в недоумении: как в условиях кризиса, когда рентабельность и так отрицательная, они смогут сформировать этот резервный фонд. Эксперты отрасли с ними полностью согласны. Четверть оборота Sky Express, который придется фактически заморозить на счетах, составляет порядка $5 млн. Исходя из прогноза выручки авиакомпании "Сибирь" (S7) придется вывести из оборота $440 млн, а "Аэрофлоту" - $1,23 млрд, пишет газета. "Отвлечь четверть выручки для перевозчиков будет смерти подобно", - говорит газете глава аналитического департамента "Ингосстрах-инвестиции" Евгений Шаго.

Другой вариант - предоставить банковские гарантии - не легче. Получить сейчас банковские гарантии не так-то просто. Банки смогут их предоставить в счет существующих кредитных лимитов авиакомпаний, которые в большинстве случаев уже выбраны или отозваны, говорят опрошенные газетой эксперты. Банковские гарантии немногим отличаются от обычного кредита, и стоимость этих денег будет сопоставима с процентами по займам. Эксперты считают, что новыми правилами государство пытается перевалить на авиакомпании свою неспособность управлять отраслью.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter