Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Чиновники усмиряют розничные сети

Архив rb.ru
Владимир Моторин

Автор издания RB — Архив.

Владимир Моторин

Новый закон о торговле не сулит крупным торговым компаниям и покупателям ничего хорошего

Чиновники усмиряют розничные сети
Чиновники хотят заставить розничные сети пересмотреть свои отношения с поставщиками. Это хорошая новость для производителей. А вот простым покупателям новая законодательная инициатива правительства не сулит ничего хорошего - в случае принятия закона о торговле, над которым сейчас работает МЭРТ, цены в супермаркетах и гипермаркетах могут серьезно вырасти.

Закон о розничной торговле начал разрабатываться с подачи главы Минсельхоза Алексея Гордеева. Осенью прошлого года он направил президенту РФ Владимиру Путину письмо, в котором пожаловался на притеснение крупными розничными сетями сельхозпроизводителей. Особенно сильно министра возмутило то, что фермерам приходится платить "безумные деньги" за право быть представленными на полках крупных торговых сетей.

Речь шла о так называемой "плате за вход" - довольно распространенной для всего мира практике, когда производитель той или иной продукции фактически получает место на полках магазина в аренду. С недавних пор по такой же схеме отношения с поставщиками строят и российские торговые сети. И поскольку их доля на розничном рынке растет (уже сейчас сети занимают от 15% в целом по стране до 50% в отдельных города, по оценкам того же Гордеева), все более распространенной становится и практика взимания "платы за вход".

Президент, очевидно, не часто посещающий магазины, жалобам Гордеева внял. И поручил МЭРТу, Минфину и другим профильным ведомствам разобраться в ситуации.

27 претензий к сетям

О первых результатах деятельности чиновников стало известно в марте. Тогда замруководителя ФАС Андрей Кашеваров заявил, что ведомство собирается внести в разрабатываемый МЭРТ закон "О торговле" пункт о снижении "порога доминирования" розничных компаний на региональных продовольственных рынках с 35%, прописанных в законе о конкуренции, до 5-10%. Кроме того, был обнародован список из 27 пунктов, включаемых ритейлерами в договоры поставки и мешающих, по мнению ФАС, развитию конкуренции среди поставщиков. Среди прочего, ФАС предъявила претензии к практике взимания с поставщиков "платы за вход"; требованию предоставлять ритейлерам отпускные цены, позволяющие установить наценку до 20% и при этом продавать товар не дороже средней розничной цены, доплачивать за расширение ассортимента в магазине и за аренду полок в торговом зале; обязанности поставщика предоставлять скидки на товар во время промоакций и 45-дневной отсрочке платежа за реализованный товар.

Впрочем, далеко не все их перечисленного попало в проект закона о торговле, представленный Минэкономразвития в начале лета. В частности, он никак не регулировал взаимоотношения сетей и поставщиков, за что, кстати, был резко раскритикован ФАС.

Плохая новость

Информация, обнародованная в четверг "Интерфаксом", свидетельствует о том, что нормы, продавливаемые антимонопольным ведомством, все-таки могут оказаться в итоговом варианте закона. Как сообщило в четверг агентство, концепция федерального закона о торговле, над которой сейчас работает Минэкономразвития, возможно, будет регулировать переговоры торговых сетей и их поставщиков. Источник агентства на розничном рынке также не исключил, что в законопроект может быть включено положение о норме доминирования торговых сетей.

И это плохая новость для сетей - предложения ФАС неизбежно приведут к увеличению издержек торговых сетей, которые те переложат на плечи покупателей (подобронее об этом см. справку).

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 ФАС возбудила дело в отношении «Сбера» за нечитаемые сноски в рекламе банковского вклада
  2. 2 Главное, что нужно знать о маркировке рекламы