Архив rb.ru

Что будет с рынком туризма в 2009 году

Архив rb.ru
Екатерина

Екатерина

На первой конференции газеты «Ведомости» по туризму эксперты обсуждали, как будут выживать в кризис

Что будет с рынком туризма в 2009 году
Присоединиться
По мнению участников рынка, кризис выступил катализатором процессов, которые происходили в туристической сфере: консолидации национальных операторов и  выхода на рынок иностранных компаний - а также усугубил сложную демпинговую ситуацию, вызванную ростом  цен на топливо. Тем не менее, эксперты считают, что Россия находится в более благоприятных условиях, нежели Запад, поскольку российский средний класс, активно выезжающий за границу, зависит от кредитов на 20%, а не на 90%.

26 ноября состоялась первая ежегодная конференция по туризму, организованная газетой «Ведомости», на которой обсуждались вопросы возможного посленовогоднего дефолта туристических компаний, а также дальнейших стратегий развития. Топ-менеджеры компаний-операторов делились своими мнениями относительно того,  укрупнится ли рынок в будущем году или рискует быть поглощенным иностранным инвесторами.

Снижение цен на авиаперевозки на 10-15% - прогноз авиакомпании «Трансаэро»

Первым выступил Александр Плешаков, председатель совета директоров «Трансаэро».  По его мнению, в России сформировался серьезный туристический рынок, доказательством чему служит отсутствие иностранных операторов. Тем не менее, к сегодняшней ситуации операторы подошли в очень тяжелом положении, которое было вызвано повышением цен на топливо и усложнением расчетов с отелями.   В отрасли гражданской авиации Плешаков отмечает продолжающийся процесс консолидации крупных перевозчиков («Аэрофлота», «Трансаэро» и создаваемой авиакомпании «Росавиа»).

Плешаков ожидает падение цен на авиаперевозку на 10-15%  в 2009 г. и уход пассажиропотока на московский узел в связи с усложнившейся ситуацией в регионах. Объем  перевозок также снизится на 10-15% по отношению к уровню 2008 г., по прогнозам авиакомпании «Трансаэро». Ожидается и смещение акцентов с более дорогих продуктов на менее дорогие.  «К сожалению, туризм не попал в список отраслей, которым будет оказана поддержка правительства. Однако в него попала отрасль авиаперевозок и уже предприняты меры по поддержке гражданской авиации. Правительство решило освободить от таможенных пошлин запчасти, начато кредитование авиакомпаний крупнейшими банками», - подытожил Плешаков.  

«Российский операторский бизнес выступил дотационным социальным институтом - до 30% продуктов было реализовано ниже себестоимости, - констатировал Эдуард Кузнецов, президент туристического холдинга «Мегаполюс тур». - Технологии создания продукта, использовавшиеся до 2008 года, были таковы, что 80% рисков акцептировали на себя туроператоры - договоры гарантий дошли до абсурда».

Меры поддержки

Своей программой поддержки партнеров поделилась Инна Бельтюкова, президент «Капитал Тур». Эксперт считает, что в кризисной ситуации необходимо диверсифицировать агентский бизнес и начать предлагать клиентам весь спектр услуг – не только туры, но и аренду машин, билеты на мероприятия и т.д.  По словам Бельтюковой, «Капитал-тур» предложил рынку революционное решение – полный цикл продажи турпакета, включающий в себя онлайн-бронирование, оплату и оформление. Для персонала агентских компаний открыт учебный центр по подготовке специалистов по продаже билетов. Людмила Пучкова, президент «Ланта-тур вояж», предложила  приобретение принимающей компании в качестве своего проверенного рецепта  обеспечения устойчивости туркомпании. 

Вертикальная интеграция


Свою точку зрения на стратегию развития  озвучил Александр Арутюнов, президент ВАО «Интурист», который отметил постепенное проникновение на рынок иностранных игроков, вертикально интегрированных холдингов (TUI, KUONI, Hotelplan, «Ауринкоматкат»). 



Презентация ВАО «Интурист»


Арутюнов считает, что в кризисной ситуации у  туроператоров два пути: активная или пассивная  позиции. В первом случае нужно адаптировать портфель, снижать издержки, повышать эффективность, снижать объем предоплаты, самостоятельно реализовывать M&A; программы, поглощать  конкурентов. Во втором речь идет о минимизации инвестиций с целью достижения большей финансовой устойчивости. В перспективе, по мнению Арутюнова, таких операторов ожидает возможность банкротства, поглощения.  

В кризис многие из иностранных игроков начнут наращивать свое присутствие - ведь стоимость приобретения российских компаний снижается, а российский рынок давно привлекает иностранных инвесторов своей динамикой и мизерным объемом выезда на уровне 3,5-5%. «До сих пор иностранных компаний не было на рынке по причине отсутствия прозрачности на нем, нерешенных проблем с инфраструктурой (все  крупные компании работают с собственным авиапарком)», - подытожил Арутюнов.  



Презентация ВАО «Интурист»


Прогноз на 2009 год

Арутюнов предлагает не быть пессимистами в оценке следующего года. Он считает, что 50%-ный провал в продажах в ноябре – явление скорее психологическое. «По нашему мнению, в следующем году на выезде мы увидим 7 млн человек. По деньгам считаем, что рынок не уйдет ниже 2007 года. Пока ситуация с курсами под контролем, коллапсов не предвидится. На рынке въезда (1,5 млн человек в групповом туризме) продолжится тенденция стагнации, хотя в деньгах рынок подрастет. Глобального снижения цен на гостиницы мы не видим. Влияние рынка внутреннего туризма  в следующем году будет существенно, он будет расти на 5-10%», - заключил Арутюнов.

Законодательные инициативы


На законодательном поле активно обсуждается вопрос увеличения фингарантий для туроператоров, к которому подтолкнуло банкротство «Детура». Последние из обсуждавшихся в Думе  цифр озвучил Владимир Канторович, вице-президент АТОР:  не менее 30 млн для «упрощенцев» и 100 млн для всех остальных (напомним, сейчас туроператоры предоставляют банковские  или страховые гарантии в размере 10 млн руб.).  АТОР также вносит поправку в закон «Об основах туристской деятельности в РФ», согласно которой страховые компании получат возможность регрессного иска в случае преднамеренного банкротства турфирмы. Ещё одно предложение  АТОР - создание оперативного штаба в ситуации, когда турист на месте выясняет, что не оплачена гостиница (как было в истории с «Детуром»).  Представитель страховой компании тут же будет  выезжать на место (например, в Турцию) и оплачивать отель. «Поскольку страховая выплачивает страховку без решения суда, тут надо просто отработать технологию», - заключили Канторович.


Из-за многочисленных нарушений миграционного законодательства Ростуризм планирует самостоятельно заняться учетом компаний, ведущих прием иностранных граждан, рассказал заместитель Федерального агентства по туризму Евгений Писаревский.

Первые, вторые и остальные

 
По мнению Владимира Воробьева, президента «Натали Турс», рынок вошел в завершающую стадию структуризации и в ближайшее время все  массовые направления (10-15) будут поделены между 5-10 игроками. Воробьев отметил сокращение числа операторов и рост географии вылета.



Презентация «Натали Турс»  

По горизонтали - число стран, в которые летает оператор, по вертикали - число городов.
Если оператор плотно работает на поточных направлениях Турции и Египта, то и много городов вылета, если во  много стран, то число городов вылетов находится в районе 15-18).

В будущем рентабельность турбизнеса повысится, что послужит дополнительным стимулом для выхода иностранных инвесторов. Бурный резонанс у присутствовавших представителей туриндустрии вызвала классификация туроператоров, предложенная Воробьевым, сообразно которой президент «Натали Турс» предложил поделить и задачи, стоящие перед ними в условиях кризиса (см. доп. материал).

С идеей выстраивания вертикально-интегрированного холдинга, высказанной Арутюновым, не согласился Алексей Крылов,  генеральный директор компании UTS, который отметил, что следующий год – это как раз таки возможность «выстрелить» для операторов из третьей группы, а залогом успеха, по мнению Крылова, являются сильные личностные качества, а не иностранный инвестор. «Последнее, во что он вложит, - это  туризм», - заключил Крылов.  

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 7 шагов для тех, кто рискнет начать продажи на маркетплейсах, когда рынок замер
  2. 2 «Я три раза оказывался в предбанкротном состоянии и каждый раз выигрывал»
  3. 3 ​​Бизнес в живописном месте: советы юриста по открытию глэмпинга
  4. 4 Бизнес в Южной Африке