Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Что на самом деле означает возвращение распределения выпускников?

Архив rb.ru
Ксения Дементьева
Ксения Дементьева

Автор - RB.ru

Ксения Дементьева

RB.ru разбирался, представителей каких специальностей это коснется

Что на самом деле означает возвращение распределения выпускников?
В осеннюю сессию Госдума рассмотрит проект изменений в закон "О высшем и профессиональном образовании". Перед авторами законопроекта стоит серьезная цель - преодолеть кадровый дефицит в регионах России. Среди вариантов решения проблемы - вернуть практику распределения специалистов, но, разумеется, не в том виде, в каком она была в СССР.

RB.ru попробовал разобраться в том, как будет работать эта инициатива, представители каких сфер попадут под распределение и как к возможности возвращения распределений молодых специалистов относятся россияне.

Распределение - для медиков и учителей

Есть мнение, что распределение в случае принятия инициативы коснется в ближайшее время всех студентов-бюджетников, вне зависимости от профиля учебы.

Например, издание "Частный корреспондент" в середине августа писало о том, что председатель комитета Госдумы Андрей Исаев, председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике, объявил о намерении разработать и принять осенью законопроект, возвращающий советскую модель распределения для студентов-бюджетников, которых в России порядка полумиллиона в год. В материале говорится, что распределение затронет инженеров, экономистов, журналистов, программистов, геофизиков, специалистов по управлению финансами, менеджменту, маркетингу и других.

Это не так, во всяком случае, пока. Еще в середине июля появилась информация, что в первую очередь, распределение коснется будущих работников бюджетной сферы: врачей, учителей, деятелей культуры и некоторых категорий госслужащих. Как рассказала консультант и преподаватель в бизнес-школе RMA Софья Соколова, беседовавшая несколько дней с представителями Министерства образования, идея распределения касается в данный момент только двух специальностей - врачей и учителей.

"Распределять намерены только выпускников медицинских и педагогических вузов - пока речь идет только об этом. Есть ограничения по специальностям, и это специальности, в основном дотируемые бюджетом и социально полезные. Суть в том, что если абитуриент прошел по конкурсу на бесплатное место и после учебы он не работает в отрасли, это наносит ей серьезный урон. У нас очень часто педагогические вузы оканчивают те люди, которые не намерены работать в сфере образования в принципе. Сейчас имеется инициатива, касающаяся двух отраслей - медицины и педагогики. Речь идет о том, чтобы выпускник подписывал контракт, согласно которому он после окончания вуза отрабатывает некоторое время по профилю (причем у него есть довольно приличного размера список мест, куда он может устроиться работать). Отработав это время, специалист как бы возвращает долг государству, вложенные в его обучение деньги возвращаются в бюджет. Все это время специалист, естественно, получает зарплату. То есть это получается своего рода контрактная армия - платная ординатура в случае с врачами и оплачиваемая педагогическая практика в случае с учителями. Таким образом, государство постарается вернуть себе средства, потраченные на обучение специалистов, которые могут не остаться в отрасли. Пока не очень понятно, что будет происходить с теми, кто не пошел на распределение. Этот вопрос сейчас самый острый и конфликтный, он активно обсуждается", - говорит Софья Соколова.

Россияне поддерживают возможность распределения

Уровень безработицы среди молодых специалистов практически во всем мире имеет удручающе высокие показатели. По оценке Международной Организации Труда, более 75 миллионов молодых людей по всему миру в настоящее время ищут работу. Ситуация в Европе и России оставляет желать лучшего: официальным данным, в России молодежь до 25 лет составляет среди безработных 24,8%, а в Европе средний уровень безработицы среди молодежи - около 23,5%, с пиками до 55,7% в Испании и 58,4% в Греции.

Особенно трудно устроиться на работу недавним выпускникам: без опыта на работу не берут, а чтобы получить опыт, нужна работа. Портал Zarplata.ru опросил пользователей, будет ли, по их мнению, полезна система распределения после вузов.

Введение системы распределения выпускников вузов поддерживают 73% опрошенных на Zarplata.ru. При этом 33% считают, что распределение поможет решить проблему дефицита кадров в регионах, 40% убеждены, что это даст выпускникам гарантию трудоустройства. 4 % опрошенных выступили против, так как считают, что с дефицитом специалистов нужно бороться другими методами, столько же убеждены, что труд по принуждению неэффективен. 2% относятся к этой идее отрицательно так как, по их мнению, обязательное распределение противоречит Конституции РФ. 17% считают, что система распределения имеет и плюсы, и минусы.

Возможность бесплатно получить профессию с дальнейшей перспективой трудоустройства по распределению не оказалась популярной среди пользователей - большинство опрошенных, 60% из 1650 человек, отказались бы от предложения за небольшую зарплату на 2 года отправиться трудиться в отдаленный район.

"Похоже, что идеи послевузовского распределения в первую очередь будут близки тем, кто не сможет самостоятельно оплатить получение профессии. Если учесть это, а также предусмотреть гуманное расторжение договора для обеих сторон (например, если выпускник медучилища в ходе учебы смог возместить государству затраты на свое обучение, и часть этих денег ушла на повышение зарплаты в региональное медучреждение, где его ждали после распределения), то проект может оказаться социально полезным и выгодным для всех", - рассуждает редактор проекта Zarplata.ru Мария Грибцова.

"Подводные камни" системы распределения

Еще не до конца ясно, в каком виде может вернуться система распределения. У авторов инициативы есть некие предложения, но детально проработанными их назвать нельзя. А вот эксперты сферы образования уже ранее высказывали свои соображения относительно того, на чем может "запнуться" распределение.

Кандидат филологических наук, доцент, заведующая учебной частью филологического факультета МГУ Анна Архангельская в беседе с изданием "Православия и мир" отметила, что возвращение распределения и расширение системы целевого набора возможно исключительно с рядом оговорок.

Во-первых, в СССР экономика была плановой, и система распределения прекрасно работала в ее реалиях. Но сейчас вряд ли можно точно спрогнозировать кадровые потребности на срок от четырех до шести лет. Во-вторых, отмечает Анна Архангельская, следствием попыток ввести законодательные основания для закрепления за выпускником рабочего места вполне могут стать подзаконные акты из эпохи крепостного права. В-третьих, по мнению эксперта, если эти меры будут касаться выпускниц, которые сразу после окончания вуза сделают выбор в пользу материнства, то это несправедливо. Четвертое обстоятельство, вызывающее сомнения, декларируемая ныне академическая мобильность: ничто не мешает студенту перевестись на другой факультет, в другой вуз или продолжить образование за рубежом. Не совсем ясно, как это будет сочетаться с системой распределения (если она действительно заработает "в полную силу", а не только для учителей и врачей).

"В-пятых, предвижу, какими методами родители начнут "выбивать" своим ненаглядным чадушкам престижные места: люди с богатым воображением могут представить себе в красках. Ну и наконец, в-шестых: почему-то опыт последних месяцев показывает, что даже здравые зерна в законопроектах последнего времени искажаются настолько, что вред превышает пользу", - цитирует Анну Архангельскую "Православие и мир".

Заместитель председателя правительства РФ Ольга Голодец выступила с критическим заявлением о перспективе возвращения обязательного распределения выпускников сразу после предложения инициативы: "Я думаю, что есть более эффективные и надежные способы приведения нашего рынка образования в соответствие нашему рынку труда".

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Бизнес-образование в России: где учиться hard и soft skills
  2. 2 10+ стажировок прямиком с IT-Олимпа: куда идти студентам и выпускникам в 2024 году
  3. 3 Тренд-гайд: как собрать бренд идеального работодателя в 2024 году
  4. 4 Лучшие практики обучения сотрудников от международных брендов, и чему нам стоит у них поучиться
  5. 5 Как заинтересовать ребёнка программированием: три увлекательных способа