Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Что нового ждет водителей в связи с введением Административного регламента

Архив rb.ru
Марат

Марат

Напомним, что 1 сентября 2009 года вступил в силу Административный регламент МВД исполнения государственной функции по контролю  и  надзору   за соблюдением  участниками  дорожного  движения  требований   в     области обеспечения безопасности дорожного движения (утв.

Что нового ждет водителей в связи с введением Административного регламента
Приказом МВД РФ от 2 марта 2009 г. №185) (далее – Регламент). Этот документ заменил широко известный в узких кругах Приказ МВД РФ от 20.04.1999 г. № 297 «Об утверждении наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ». Генералы от МВД заверяют граждан, что новый документ досконально прописывает обязанности сотрудников ГИБДД и призван максимально обезопасить водителя от произвола на дорогах. Однако при внимательном изучении документа становится ясно, что руководство МВД, напротив, облекло этот произвол в упаковку с красивым названием и придало ему некую юридическую силу.

Хотелось бы сразу сказать, что в тексте Регламента не так часто, как хотелось бы, встречаются слова: «должен», «обязан», «не вправе» - и т.д., а без них, как вы понимаете, декларируемые МВД РФ обязанности остаются только словами. Но не будем заострять внимание только на этом. Мы решили изучить весь текст Регламента, чтобы затем рассказать вам обо всех
новшествах, приятных и не очень простым водителям. 

П. 25. «Сотрудник  не  должен  препятствовать  использованию    видео и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись». Теперь поставлена точка в вечном споре ГИБДД и граждан о праве на съемку при общении с сотрудниками ГИБДД. Снимайте на здоровье, т.к. законодательного запрета нет, есть запрет на дальнейшее публичное использование изображения без согласия снимаемого (ст. 152.1 ГК РФ), но не более того.

Абз. 1 п. 34. «Сроки  исполнения  сотрудниками   административных     процедур (действий) должны быть  минимально  необходимыми  для  их   осуществления исходя из конкретной обстановки...». Такая расплывчатая формулировка дает право держать вас на постах до тех пор, пока сотрудникам не надоест. В очередной раз мы остались без конкретных сроков оформления.

Абз. 2 п. 35. «Действия по оформлению процессуальных  документов,  за   исключением случаев, предусмотренных пунктами 109, 131,  187,  193,  216 Административного регламента, должны осуществляться на месте   совершения (пресечения) административного правонарушения. При этом  допускается   их оформление в служебном помещении стационарного поста   дорожно-патрульной службы, салоне патрульного автомобиля...». Вы можете не выходить из машины при ее остановке, но на оформление будьте любезны пройти в патрульную машину, чего раньше не предусматривалось.

Абз. 2 п. 40. «При контроле за дорожным движением  могут  использоваться   средства авиации (вертолеты, аэростаты,  дирижабли,  мотодельтапланы  и  другие)…». Каково? «И другие», полагаю, надо понимать, как спецотряд боевых карлсонов? Но, как бы там ни было, теперь за вами могут наблюдать не только из-за кустов, но и с неба, причем вы даже этого не услышите из-за малой шумности того же аэростата или дирижабля.

Абз. 2 п. 44. «Действия,  влекущие  ограничение  видимости  участниками   дорожного движения специальной цветографической схемы, стационарных устройств   для подачи специальных звуковых и световых сигналов патрульного автомобиля (с использованием открытой панели багажного отделения и иных способов),   не допускаются…». С введением камер наблюдения подобный способ отлова нарушителей, особенно на трассах, стал очень популярным. Вы, конечно, можете указать на недопустимость этого метода сотруднику ГИБДД, однако это не снимет с вас ответственности за совершенное правонарушение.

П. 53. «Для предупреждения нарушений правил  дорожного  движения   могут также  использоваться  устройства   (макеты,   манекены),     имитирующие сотрудника,  патрульный  автомобиль,  технические   средства     фиксации нарушений правил дорожного движения…». Макеты легализовали, правда, практическая польза от этого весьма сомнительна. Эффект от них длится, как правило, не более одной недели, а денег на их установку надо много. Наших с вами денег…

П. 59. «Регулирование   дорожного   движения   может     осуществляться посредством  применения   распорядительно-регулировочных       действий с использованием:

  • установки временных дорожных знаков и указателей». Горшочек, вари! Простой и неказистый знак «обгон запрещен», валяющийся в багажнике в патрульной машине, может принести ее владельцу миллионы нечестных рублей, если будет установлен в нужном месте. Раньше установка как стационарных, так и временных знаков была прерогативой дорожных служб.
П. 144. «…Снять государственные регистрационные знаки  предлагается  лицу,  в   отношении которого применена данная  мера  обеспечения  производства  по    делу об административном  правонарушении,  а  в  случае   его       отказа снятие обеспечивается сотрудником.». Обратите внимание, что именно предлагается, а не вменяется в обязанность.

П. 145. «В случае выявления транспортного средства,   эксплуатирующегося при  наличии  неисправности,  или   условия,   включенных   в   Перечень неисправностей  и  условий,  при   которых   запрещается     эксплуатация транспортных средств […] предусмотренном ч. 1 ст.12.5 КоАП РФ, предлагается водителю прекратить  движение  до   устранения соответствующих неисправностей  или  условий…».

Если кто не догадался, речь идет, в том числе, и о пресловутой тонировке. Отныне можно смело, ткнув пальцем в этот пункт, посоветовать сотруднику ГИБДД заняться более серьезными делами.


Пп. 148.1. «Управление задержанным транспортным средством осуществляется сотрудником, или  оно  перемещается  при  помощи  другого   транспортного средства.». Приехали. Теперь, в нарушение п. 14 Правил задержания ТС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2003 г. №759, который предписывает доставлять ТС на специализированную стоянку только посредством другого ТС, сотрудник ГИБДД с чистой совестью будет жечь ваш бензин и собирать все ямы на дороге по пути на спецстоянку. В данном случае имеет смысл оспорить действия сотрудника с отметкой этого факта в протоколе, указав при этом, что по своей юридической силе Постановление Правительства РФ выше, чем Приказ МВД, и, в случае противоречия одной нормы другой, применяется та, чья юридическая сила выше.

П. 229. «При  совершении  административного   правонарушения     лицом, пользующимся  иммунитетом,   сотрудником   составляется       протокол об административном правонарушении либо выносится определение о возбуждении дела  об  административном  правонарушении,  а  документы    возвращаются владельцу. Меры обеспечения производства  по  делу  об   административном правонарушении к таким лицам не  применяются,  за  исключением   случаев, когда  имеются  достаточные  основания  полагать,  что  указанные  лица, управляя транспортным средством, находятся в состоянии опьянения. В этом случае они подлежат отстранению от  управления  транспортным   средством, освидетельствованию на состояние  алкогольного  опьянения,   медицинскому освидетельствованию  на  состояние  опьянения  на   общих     основаниях, транспортное средство задерживается до устранения причины задержания».

Почему-то особое оживление в народе вызвала именно эта часть Регламента. Вот, мол, теперь и судей с прокурорами за «пьянку» лишать будут, а раньше нельзя было. Да можно было, просто нужно законы правильно читать, причем как обычному человеку, так и сотрудникам ГИБДД. Ни в Законе «О статусе судей», ни в ФЗ «О прокуратуре РФ» вы не найдете запрета на остановку, отстранение от управления ТС и направления на медосвидетельствование. Нет там такого! Запрет установлен на задержание, привод, досмотр, как личный, так и ТС. Поэтому, если попался пьяный прокурор на дороге, то ничто не препятствует инспектору ДПС безо всякого Регламента составить протоколы: об отстранении от управления ТС, о направлении на медосвидетельствование и об административном правонарушении. А уж потом пусть привлекают его к административной ответственности согласно утвержденной процедуре. Забудьте о том, что судью и прокурора нельзя привлечь к административной ответственности! Можно, но только с соблюдением установленного законом порядка, и ч. 2 ст. 1.4. КоАП РФ - этому подтверждение.  

П. 232. «К должностным лицам, выполняющим определенные   государственные функции, в отношении которых действуют  особые  условия  применения   мер обеспечения производства по делу об  административном  правонарушении  и привлечения к административной ответственности, относятся:

  • зарегистрированный  кандидат  на  должность  Президента   РФ;
  • члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы;
  • депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
  • зарегистрированный   кандидат   в   депутаты   органов   местного самоуправления;
  • Уполномоченный по правам человека в РФ;
  • члены избирательных комиссий, комиссий референдума;
  • судьи;
  • прокуроры и  следователи  Следственного  комитета  при   прокуратуре РФ» 
Тут, думаю, все понятно. МВД определило для себя список лиц, с которыми необходимо быть особо вежливыми.

Вот вроде бы и все. Если что упустили – дайте знать. Хотелось бы отметить еще вот что. Рассмотренный в данном материале Регламент является документом ведомственным и действует только в отношении сотрудников милиции, то есть, по большому счету,  нам он не указ. Основными документами, которыми вы должны уметь пользоваться при общении с сотрудниками ГИБДД, являются КоАП РФ и ПДД. Также имейте в виду, что нарушение сотрудником ГИБДД каких-либо положений Регламента, которые не дублируют нормы закона (а по большому счету, данный Регламент является компиляцией норм законных и подзаконных актов), - не даст вам повод избежать административной ответственности. (Например, если сотрудник не представился или «тыкнул» вам вместо обращения на «вы»). Максимум, что грозит нерадивому сотруднику – это дисциплинарное взыскание, от которого вам, поверьте, легче не станет.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Автодилеры до конца 2024 года запустят платформу для торговли автомобилями между собой
  2. 2 Российские автомобили в 2024 году: обзор RB.RU
  3. 3 BelkaCar и «Газпромнефть-Региональные продажи» запустили функционал заправки авто по QR-коду
  4. 4 Китайские автомобили. Как будет работать параллельный импорт после 1 апреля 2024 года?
  5. 5 Транспорт будущего. Куда движутся водоробусы, аэротакси и летающие поезда