Архив rb.ru

Что стало причиной финансовых трудностей финской Sanoma?

Архив rb.ru

Источник RB.ru рассказал, как компания выбрала неправильный формат покупки голландского телевидения

Что стало причиной финансовых трудностей финской Sanoma?
В четверг в российских СМИ появилась информация о том, что финский медиахолдинг Sanoma может продать свой российский бизнес - долю в издательском доме Sanoma Independent Media. Об этом заговорили перед публикацией отчета компании за третий квартал - у холдинга есть некоторые финансовые затруднения. Сегодня же СЕО Sanoma Харри-Пекка Кауконен на пресс-конференции с инвесторами подтвердил, что компания проведет стратегическую переоценку ряда своих подразделений, готова продать их, если "получит правильную цену", пишут "Ведомости". О том, почему возникли трудности, а также о том, почему могут быть проданы российские активы, RB.ru рассказал анонимный источник, близко знакомый с ситуацией. Публикуем эту информацию с его слов:

О некоторых проблемах в финском медиахолдинге Sanoma речь шла еще летом - тогда руководство объявило, что вместе с квартальным отчетом в конце октября будет представлен план по реструктуризации холдинга. Во втором квартале прибыль снизилась на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а в июле компания снижала прогнозы по доходам - во второй раз за четыре месяца (после этого стоимость акций достигла рекордно низкого уровня).

Медиахолдинг имеет активы в 20 странах Европы. Долги компании удвоились (до 1,6 млрд евро) после того, как Sanoma выкупила бельгийское и голландское телевидение за 1,23 млрд евро. Основные проблемы медиахолдинга связывают именно с этой неудачной покупкой голландского телевизионного бизнеса SBS в 2011 году.

Почему Sanoma изначально решила купить SBS? В Европе у холдинга есть два направления деятельности - во-первых, он покупает компании, которые являются лидерами на рынке, а на момент приобретения телевидение SBS как раз занимало лидирующие позиции. Во-вторых, одна из стратегических целей Sanoma - создать 360-degree бренд, включающий в себя и газеты, и журналы, и интернет, и радио, и телевидение. И покупка SBS отвечает этой задаче. Решение о сделке было принято на фоне того, что у финнов есть телекомпания Nelonen, она очень успешна, и в Sanoma надеялись повторить успех. Но эти ожидания не оправдались.

Сделка с SBS была проведена таким образом, что Sanoma приобрела телекомпанию (на заемные средства, о чем говорилось в пресс-релизах компании) - но не ту компанию, которая производит контент, а ретранслятор. Производства контента и прав на него у Sanoma нет. Чтобы купить права на программы, которые должны транслироваться на этом телевидении, компания платит большие деньги. Это была самая большая ошибка Sanoma, и руководство ее признает: был неправильно выбран формат приобретения телевидения. Поэтому, когда Sanoma предприняла попытку изменить стратегию развития SBS, каким-то образом справиться с трудностями с контентом, возникла проблема.

Сейчас у Sanoma есть call option на приобретение еще некой доли в SBS. И руководство холдинга понимает, что придется за большие деньги приобрести бизнес, который уже так дорого не стоит. На текущий момент стоимость компании - на 30% меньше объема изначальной сделки (около $800 млн).

Пока никаких конкретных решений о продаже российских активов Sanoma нет, однако даже если медиагруппа остановится на этом варианте решения проблем, то это будет не освобождением от балласта, а вынужденной мерой, на которую Sanoma пойдет неохотно. Компания хочет сохранить и оптимизировать бизнес в Финляндии, а также поделить его и тот, что работает в других странах, на несколько направлений, среди которых Sanoma Finland, Sanoma Netherlands и Sanoma Learning (в Финляндии у холдинга очень сильные образовательные программы). Еще среди планов - формирование направления Sanoma Digital. Российское подразделение не попадает полностью ни в одну из этих четырех групп. Кроме того, бизнес в России более независим от всех остальных. Например, если есть некий товарный знак в Голландии, то он, скорее всего, есть и в Бельгии. У Sanoma очень много связанных между собой бизнесов - в Венгрии производятся все IT-разработки, так что венгерский бизнес (даже в случае необходимости) продать не получится. И еще одна из причин, по которой холдинг может "пожертвовать" Россией, - то, что на этот актив легче найти покупателя, чем на многие другие.

По словам СЕО Sanoma Independent Media Жана-Эммануэля де Витта, в 2013 году издательский дом показал великолепные результаты и достиг максимального исторического уровня доходности - уровень прибыли до вычета налогов в 2013 году был даже выше, чем до кризиса 2008 года.

Компании нужно каким-то образом погасить долг, найти средства на дальнейшее развитие основного бизнеса в Финляндии и Голландии. Если у Sanoma будет выбор, она не будет продавать российские активы, потому что это очень прибыльный бизнес, приносящий хорошие доходы.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

ВОЗМОЖНОСТИ

05 августа 2021

08 августа 2021