Чтобы продолжить работать, российские турфирмы должны увеличить уставной капитал

Расскажите друзьям

Эксперты RB.ru считают, что это приведет к сокращению количества участников рынка

Комитет Госдумы по экономической политике одобрил ко второму чтению очередную редакцию законопроекта "О внесении изменений в ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ". Эксперты полагают, что увеличение уставного осилят не все компании.
 
В первом чтении поправки были приняты еще в июле 2011 года, второе планировалось на ноябрь, но из-за активного сопротивления отраслевых ассоциаций законопроект был отложен. Планировалось, что второе чтение обновленных поправок состоится 23 марта. Но накануне стало известно, что оно опять переносится - предположительно на 10 апреля, сообщает "Коммерсант".
 
Пора пришла
 
Стоит напомнить, что в феврале этого года рынок покинул оператор "Ланта-тур вояж", который, как мы знаем, в ночь с 27 на 28 января объявил о своей финансовой несостоятельности. К этому моменту за границей находилось около 2,7 тысяч клиентов оператора, у многих из которых возникли проблемы. У туристов отбирали паспорта до тех пор, пока они сами не оплатят проживание из собственного кармана, так как оператор деньги за отели не перевел. Владимир Путин тогда призвал "совершенствовать и дальше законодательство в этой сфере".
 
Сейчас операторы выездного туризма с выручкой за предыдущий год до 100 млн рублей обязаны иметь финансовую гарантию на 30 млн рублей. В реестре туроператоров, который ведет Федеральное агентство по туризму, с таким обеспечением 19 марта числилось 2183 компании. При выручке 100-300 млн рублей размер гарантии определен уже в 60 млн рублей. Таких компаний всего 38. При выручке более 300 млн рублей необходимо иметь гарантию на 100 млн рублей. Ее оформили 40 компаний.
 
Решено пересмотреть и размер финансового обеспечения. "Ингосстрах", гарант "Ланты", уже признал, что 100 млн рублей на всех пострадавших не хватит. Теперь, как предлагают депутаты, гарантия на 100 млн рублей сохраняется для операторов с выручкой 300-500 млн рублей. Если денежные средства от реализации турпродукта достигают уже 1 млрд рублей, размер гарантии возрастает до 200 млн рублей. При выручке более 1 млрд рублей размер гарантии определяется как 200 млн рублей плюс 10% от оборота.
 
Везде экономия
 
Уставный капитал ЗАО "Ланта-тур вояж", по данным ЕГРЮЛ на 2005 год, равнялся 8,4 тысячи рублей. У ООО "Южный Крест Трэвел" и ООО "Библио Трэвел", имеющих гарантии на 100 млн рублей, этот показатель достигает 10 тысяч рублей. При этом в 2011 году эти туроператоры отправили за границу, по собственным данным, почти 172 тысячи и 518 тысяч человек соответственно. У ООО "Корал Тревел", ключевой структуры группы "OTI Россия", продавшего в прошлом году туры 939 тысячам клиентам, уставный капитал равен 10,022 тысячи рублей.
 
Слабые уйдут на дно
 
Аналитик ИК "ФИНАМ" Анна Мишутина в разговоре с RB.ru заявила, что в свете дефолтов нескольких крупных операторов, серьезное повышение требований к размеру финансовых гарантий для компаний, оперирующих в сфере выездного туризма, предполагающееся новой редакцией ФЗ, выглядит вполне ожидаемо.
 
"Это довольно прогнозируемая реакция властей на последние прецеденты, - говорит она. - Формально аналогичную цель повышения стабильности и обеспечения интересов потребителей преследуют, видимо, и предложения по существенному увеличению уставного капитала". Вместе с тем, добавляет она, вполне вероятным последствием столь существенного ужесточения норм для компаний сектора может стать заметное сокращение участников рынка, в первую очередь, за счет снижения конкурентоспособности средних и малых компаний.
 
"Несмотря на предполагаемый довольно длительный переходный период, новые требования могут негативно повлиять на экономику небольших профильных фирм и демотивировать дальнейшее развитие таких игроков, - считает Мишутина. - В связи с этим, нельзя исключать общего снижения конкуренции, что, конечно, негативно отразится на развитии индустрии и, вполне возможно, на ситуации в ценообразовании. Мы склонны считать, что в законопроекте необходимо предусмотреть дополнительные альтернативные механизмы повышения эффективности и стабильности, не препятствующие развитию конкуренции в секторе. Это могут быть, например, тот или иной вариант СРО, наиболее оптимальный с учетом специфики туристической индустрии".
 
Судьба туристов не ясна
 
Аналитик ТКБ Капитал Наталья Колупаева затруднилась однозначно ответить на вопрос о влиянии данного законопроекта на стоимость путевок и на отпуска туристов: "Однозначно ответить на вопрос - хорошо или плохо - сложно, поскольку пострадают небольшие компании, добросовестно оказывающие свои услуги, в то время как недобросовестные игроки скорее всего найдут способ обойти предъявляемое ужесточение требований к турбизнесу".
 
"Однако вопросом заниматься необходимо - но лучше, если бы это делалось самим рынком, за счет создания саморегулируемых организаций, которые бы контролировали реальное положение дел в компаниях, информировали потребителя о критериях качества надежности туроператоров и оказывали помощь компаниям, попавшим в затруднительное положение", - заявила она RB.ru.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
Запуск пилотов со стартапами. Кейсы корпораций
28 июня 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase