Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Чтобы процветать, бизнес идет в партию

Архив rb.ru

В течение 10 лет бизнесмены искали способы защиты, и, кажется, нашли главную "крышу"

Чтобы процветать, бизнес идет в партию
Директор одного алкогольного завода недавно поинтересовался - не пойти ли ему в политику? А конкретно - не вступить ли в "Единую Россию"? Зачем, удивился я. "Как управленец я достиг потолка, хочу свой алкогольный завод, и мне нужно хорошее прикрытие, новый ресурс и возможности", - пояснил он. А я подумал, что нулевые годы закончились, и за 10 лет с бизнесом произошла странная метаморфоза. Чтобы процветать, раньше нанимали "крышу", а теперь идут в партию.

С 2000 года российский бизнес приобрел цивилизованные формы, внешний лоск, но его главный приводной механизм - связи - не изменился. Знакомство с тем, как устроен бизнес по-российски, у меня состоялось на переговорах представителей воронежского авиационного завода ВАСО и американской корпорации General Dynamics. Два человека разговаривали о поставках Ил-96 в США, без двигателей и авионики - всю начинку американцы хотели ставить свою.

В переговорах фигурировали сумасшедшие суммы, а человек с российской стороны - внимание - получал бы в случае сделки проценты от нее. И этим решал все свои жизненные проблемы на многие годы вперед. Из его рассказов я понял, что бандиты - уже не модно, для спокойной работы нужно прикрытие какой-нибудь спецслужбы. И с этим у него, вроде, было все в порядке. Корочки открывали многие нужные двери и наоборот, закрывали их перед незваными гостями. Средний бизнес стремился назначить в гендиректоры какого-нибудь полковника ФСБ в отставке (это решало проблему с милицейскими). Крупный бизнес брал выходцев из спецслужб не только чтобы отбиться от рейдеров, но и пробить свои интересы во властных структурах.

Постепенно компании и государственные ведомства пополнялись бывшими силовиками, не терявшими связи со своими сослуживцами. Выходцы из спецслужб - бывшие и действующие министры Сергей Иванов, Борис Грызлов, Николай Патрушев и Владимир Путин, многие их замы, сотрудники  администрации президента, депутаты и сенаторы. Это новое государство корпоративного типа. Как с такими людьми работать? Правильно, отправлять к ним на переговоры для них "своих". Свидетельства тех процессов мы можем сейчас видеть и во многих компаниях. Например, интересы X5 Retail Group в правительстве лоббирует Юрий Кобаладзе, генерал-майор СВР в отставке. А в госкомпаниях все еще проще - РЖД руководит Владимир Якунин, экс-дипломат из КГБ, Сергей Чемезов возглавляет "Рособоронэкспорт". Многие сотрудники из активного резерва направлены в крупные российские компании, как частные, так и государственные, где они получают зарплату, оставаясь одновременно в штате и на довольствии ФСБ.  

В общем, в какой-то момент стало ясно, что прежнее преимущество, которое давали связи с сотрудником какой-то спецслужбы, теряется. Т.к. такие же работники есть и у твоих конкурентов, и вообще много где. Поэтому замысел директора завода пойти к единороссам мне показался совершенно понятным - он считает, что политик как раз и управляет этими людьми. А мне в связи с этим подумалось - только причем здесь бизнес, экономические знания и МВА? И вспомнилась простая задачка: как без весов разделить горку песка на двоих так, чтобы каждого устраивала его доля? Академический ответ простой: один песок делит пополам, другой выбирает себе половину. Так оба зависят от честности друг друга. Но отчего-то в России такие задачки работают плохо. Но ведь все же работают?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter