Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Чубайс готовит нанореволюцию ритейлу

Архив rb.ru

Розничную торговлю планируется перевести на учет товаров по радиоэлектронным меткам

Чубайс готовит нанореволюцию ритейлу
"Роснано" ищет применение запущенным в производство нанотехнологиям в розничной торговле. Через несколько лет благодаря радиоэлектронным меткам участие человека в управлении торговыми сетями будет минимальным, обещает гендиректор госкорпорации Анатолий Чубайс. Ритейлеры рады бы, но пока к этому не готовы - технологии будущего дороги.

Госкорпорация "Роснано" совместно с производителем электроники "Ситрониксом"  (подконтролен АФК "Система") и розничной группой X5 Retail до конца 2012 года запустит проект "умного магазина", приводят "Ведомости" заявление Чубайса. Товар там будет маркирован не обычными штрихкодами, а радиочастотными идентификационными метками (RFID). 
Эти метки и позволят в реальном времени отслеживать весь путь товара от склада до магазина и корзины покупателя. Система на основе RFID позволит лучше управлять складскими запасами, сигнализировать о пустующих полках в торговом зале и очередях на кассе. При выходе покупателя из магазина система сама подсчитает стоимость покупок и спишет средства с его счета, пообещал Чубайс.

Не раньше 2013 года

Источник "Ведомостей" в "Роснано" утверждает, что инвестдоговор между "Ситрониксом" и Х5 еще не подписан - проект находится "на стадии активных переговоров". Главный исполнительный директор X5 Лев Хасис сообщил газете, что компания рассчитывает запустить пилотный проект "умного магазина" не раньше 2013 года. По его словам, результаты опытной эксплуатации позволят говорить о сроках запуска новых технологий во всей сети, но пока речь идет о 2015-2017 гг.

Надежды "Роснано"

Госкорпорация считает производство RFID-меток потенциально перспективным направлением. В марте 2010 года было объявлено о начале производства новых  чипов совместно с группой "Систематика" (планировавшиеся инвестиции - 690 млн руб., из которых 190 млн руб. - госкорпорации). А в начале года компании "Ситроникс", у которой доля на рынке RFID-карт тогда составляла около 60%, компанией STMicroelectronics были переданы новые технологии для производства меток с нормами 90 нанометров.  Инвестиции в проект по производству таких микросхем составляют 16,5 млрд рублей.

Российские транспортные предприятия сегодня потребляют до 250 млн RFID-карт производства "Систематики". "Роснано" рассчитывает, что ее продажи RFID к 2015 г. вырастут до $1,3 млрд, а сопутствующего оборудования - до $7,5 млрд, указывается в презентации Чубайса. В марте президент продуктовой сети "Дикси" Илья Якубсон говорил "Коммерсанту", что RFID-метки в любом случае будут востребованы ритейлерами: новая технология "позволяет изучать поведение потребителя и влиять на него, подталкивая клиента купить больше".

Дорого

 Пока распространение радиотехнологий в продуктовом ритейле сдерживается дороговизной чипов и оборудования - метка стоит около 10 центов. Это дорого, говорит "Ведомостям" совладелец ГК "Виктория" Николай Власенко. Чубайс прогнозирует трехкратное снижение стоимости RFID-технологий в ближайшие пять лет.

Но и этого недостаточно, считает гендиректор и совладелец сети "Магнит" Сергей Галицкий. Средняя стоимость единицы товара в магазинах сети - около 25 руб. Значит, нанесение метки увеличит ее минимум на 12%, поясняет "Ведомостям" Галицкий. "Поставщики клеить метки не будут, и вы представляете, сколько будет стоить отмаркировать весь товар? - отмечает предприниматель. - Эта технология будет иметь право на жизнь, когда метка будет стоить 1 цент".

Проблема внедрения новых технологий заключается не только в их цене, но и в недостаточном распространении в России интернета или банковских карт, считают эксперты "Ведомостей": банковскими картами в России оплачивается лишь около 1,5% покупок. Поэтому кардинальных перемен в этом бизнесе в ближайшем будущем ждать не стоит. Кроме того, возможно, изменится и сама торговля: например, она будет предлагать более персонифицированный продукт, когда  человек сможет выбирать в магазине кусок мяса и тут же делать из него фарш или отбивную. В этом случае применение радиоэлектронных чипов выглядит бесполезным.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 X5 Group запустила программу оплачиваемых стажировок для студентов и выпускников вузов
  2. 2 Корпорации научат: где получить «вышку» от «Яндекса», Group-IB и других компаний
  3. 3 Как прогнозируют спрос в X5 Retail Group?
  4. 4 Анастасия Григорьева (X5 Retail Group) и Александр Аникин (Kinian) – о клиентской аналитике на Big Data Conference