Cтратегия строится на знании. Оценивайте!

Расскажите друзьям

Предприниматель, создавший успешный бизнес, заинтересован в показателях его прибыльности. Год от года он имеет возможность распределять чистую прибыль и использовать ее либо для инвестиций в сам бизнес, либо для личного потребления. Однако, параллельно с ростом объема и прибыльности бизнеса, как правило, растет и основное достояние предпринимателя: его капитал, выраженный в корпоративной стоимости "дела". Казалось бы, нематериальный показатель, если предприниматель не планирует выходить из бизнеса.

Однако, помимо залоговой стоимости, то есть возможности привлекать кредиты для развития бизнеса, корпоративная стоимость обладает и другими полезными свойствами:

- Стоимость бизнеса является прямым мерилом успеха;
- Стоимость бизнеса показывает, то состояние, которое вы создали и можете, например, передать по наследству;
- Стоимость бизнеса позволяет планировать операции слиянии и поглощения - то есть осуществлять быстрое масштабирование вашего дела;
- Просто приятно понимать, что помимо текущей прибыли - параметра переменного - у вас есть еще что-то весомое и зримое. И им можно распоряжаться!

Оценка бизнеса нужна не только для его немедленной продажи. Очень часто знание своей оценки позволяет принимать стратегические решения, например, о выходе из бизнеса. Многие отечественные предприятия могли бы избежать или предупредить рейдерские атаки, если бы применяли управление стоимостью: имея объективную информацию о ценности своих активов можно оценить и необходимые превентивные затраты на их защиту. Ну, не станем же мы хранить коробки с бриллиантами в холодильнике обычной московской квартиры? Как правило, нет, если отдаем себе отчет в их ценности.

Оценку стоимости вашего бизнеса прикинуть не сложно. Простейший способ - по суммарной стоимости активов. Он позволяет учесть предыдущие "накопления", но не включает "человеческую" составляющую и не учитывает перспективу развития. Можно ориентироваться на аналогичные сделки (как продавали-покупали похожие компании), но это сложно в постоянно меняющемся, растущем рынке. Обобщенную оценку дает анализ будущего денежного потока, но эта методика предъявляет высокие требования к квалификации оценщика и сильно зависит от обещаний, планов, которые могут и не сбыться! А вот популярный в 90-х годах подход: оценка равна "5 умножить на EBITDA", является не более чем попыткой применить среднюю температуру по больнице для лечения конкретного больного. Объективность оценок зависит и от характера бизнеса. Самостоятельно разобраться трудно...

Один из примеров - успешно работающая среднего размера компания в области переработки нефтепродуктов. Ее владелец давно устал от операционного управления, хочет выйти из бизнеса, но не соглашается ни на одно предложение: не доверяет чужим оценкам. Однако и свою цену не называет, боится продешевить... А профессиональную оценку не проводит, так как опасается, что придут чужие и будут "рыться в моей документации". Ситуация длится несколько лет. Перспективы выхода владельца не видно, а скорость развития бизнеса, который не привлекает инвестиций для финансирования своего роста, постепенно падает. Это только один из примеров, когда стратегия владельцев компании не может реализоваться в отсутствие объективной оценки.

Один из наших заказчиков пытался привлечь институциональные инвестиции, исходя из оценки бизнеса 20-22 миллиона долларов. Проведение комплексной оценки, коррекция бизнес-плана компании и разработка плана управления стоимостью позволили через шесть месяцев работать с потенциальными инвесторами, исходя из оценки 30-35 миллионов долларов. "Органический" рост стоимости компании за этот период не превысил и 10%. Владельцы бизнеса, оценив ситуацию (а значит - эффект от мероприятий по управлению стоимостью), приняли решение отложить привлечение инвестиций на год, чтобы выйти на запланированные значения будущей оценки (существенно более высокие) и привлечь сразу более крупный инвестиционный ресурс. Ситуация внешне напомнила известный анекдот с продажей коровы: "Такая корова нам самим нужна...", но по сути - предприниматель уточнил свою стратегию на основе знания о потенциальной стоимости бизнеса!

Выводы:

- Не нужно ожидать объективного предложения оценки от "покупателя", у него заведомо существует конфликт интересов с вами. Готовить оценку лучше самостоятельно и заблаговременно, привлекая независимых экспертов;
- Не следует бояться "проникновения" компании оценщика, ее работа направлена на точный диагноз возможной стоимости вашего бизнесы и позволяет выявить факторы, которые эту стоимость снижают;
- Оценка бизнеса определяется ожиданиями от его будущих результатов, поэтому мероприятия по управлению стоимостью могут реально ее повысить, что даст вам возможность ставить качественно новые стратегические задачи.

Вместе с тем, наблюдая работу десятков бизнесов, с которыми нам доводилось работать по привлечению инвестиций, напоминаем господам предпринимателям: любое ваше инвестиционное решение - правильное. Главное - заблаговременно понимать его возможные долгосрочные последствия.

Андрей Зотов



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase