Архив rb.ru

Danone и "Юнимилк" объединяют свой бизнес в России и СНГ

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

В результате появится новый молочный гигант с оборотом в 1,5 млрд евро

Danone и "Юнимилк" объединяют свой бизнес в России и СНГ
Присоединиться
Один из крупнейших производителей молочной продукции - французская Danone и российская "Юнимилк" - договорились об объединении своих активов в России, Украине, Казахстане и Белоруссии. В результате слияния на рынках России и СНГ появится новый молочный гигант с оборотом в 1,5 млрд евро и рыночной долей 21%. Оставшейся за бортом сделки компании "Вимм-Билль-Данн" придется столкнуться с сильнейшей конкуренцией, что может привести к снижению рентабельности в отрасли, считают эксперты. 

Соглашения по слиянию молочного бизнеса подписали сегодня в Санкт-Петербурге гендиректор "Юнимилка" Андрей Бесхмельницкий и предправления и президент Danone Франк Рибу. На подписании присутствовали также первый вице-премьер РФ Виктор Зубков и министр экономики и финансов Франции Кристин Лагард.

Слияние распространяется на весь молочный бизнес компаний в России, Украине, Казахстане и Белоруссии и затрагивает все производимые ими молочные продукты. "Юнимилк" объединяет сейчас 34 компании в России, на Украине и в Белоруссии. В частности, на Украине владеет киевским "Галактоном" и "Кременчугским гормолзаводом". В портфель компании входят такие бренды, как "Био Баланс", "Простоквашино", "Летний день", "Петмол", "Актуаль" и "Тема". Danone в России производит продукцию на двух заводах: в Тольятти Самарской области и в Чеховском районе Московской области. На Украине компания четыре года назад приобрела херсонский "Молочный завод "Родич".

Новый лидер

За счет слияния молочного бизнеса "Юнимилк" и Danone в России, Украине, Казахстане и Белоруссии на рынке России появится новый лидер в отрасли с оборотом примерно в 1,5 млрд евро (по оценке за 2009 год) и рыночной долей в России около 21%. У объединенной компании будут сильные позиции в дорогих и быстрорастущих сегментах. В блихайщие пять лет объединенная компания намерена инвестировать $500 млн.

Обе компании хорошо дополняют другу друга, отмечается в объединенном сообщении. За счет слияния они смогут расширить географию своего присутствия. Так, Danone сейчас присутствует только на европейской части России, тогда как у "Юнимилка" сильны позиции на востоке страны. У французской компании сильны позиции в дорогом сегменте, а у российской -  на рынке традиционных молочных продуктов. Компании смогут объединить опыт дистрибуции: у Danone налажены связи с современной розницей, а у "Юнимилка" с магазинами "шаговой доступности". Объединение бизнесов позволит увеличить продажи и снизить затраты, отмечается в сообщении.

Суть соглашения

Согласно соглашению, Danone будет контролировать 57,5% акций новой компании, акционеры "Юнимилка" получат остальные 42,5%. Сделка будет реализована большей частью путем внесения активов, однако часть акций Danone оплатит деньгами. 

В результате транзакции чистый долг Danone увеличится на 1,3 млрд евро, прежде всего, за счет стоимости опционов на покупку, предоставляемых акционерам "Юнимилка". Эти опционы дадут возможность акционерам "Юнимилк" продать часть или все свои акции в новой компании, а Danone сможет увеличить свою долю до 100% к 2022 году. Сделка будет учитываться в определении величины прибыли на акцию Danone, начиная с 2011 года. Завершить слияние планируется до конца 2010 года, когда будет получено разрешение регуляторов всех затронутых стран. 

Председателем совета директоров новой компании станет Андрей Бесхмельницкий, ныне - гендиректор "Юнимилка". Операционным управлением компании займется Филип Кегельс, который сегодня руководит подразделением "Молочные продукты" Danone в Восточной Европе и Средней Азии.

"Вимм-Билль-Данн" придется туго

Партнером Danone мог стать не только "Юнимилк", но и крупнейший игрок на молочном рынке России - "Вимм-Билль-Данн", с которым также, скорее всего, велись переговоры, замечает Аналитик ИК "Грандис Капитал" Ирина Прокопьева в своем отчете. 

Danone, вероятно, не смог договориться о цене с акционерами "Вимм-Билль-Данна", или причиной несостоявшейся сделки с ВБД могло стать ограничение ФАС на максимальную долю рынка в 35% в случае слияния компаний, предполагает эксперт. По оценке Прокопьевой, "Вимм-Билль-Данн" уже сейчас контролирует около 30-33% рынка молочных продуктов и является бесспорным лидером на российском рынке. "Юнимилк" и Danon даже после объединения получат лишь 21% рынка России.

И все же, по мнению Прокопьевой, в долгосрочном плане укрепление позиций Danone на российском рынке является скорее негативным явлением для "Вимм-Билль-Данн", так как усиление конкуренции может привести к снижению рентабельности в секторе.

Однако компания "Вимм-Билль-Данн" не намерена сидеть на месте: буквально вчера она объявила о планах до конца этого года приобрести молочные активы в России, Украине или Белоруссии. Лидер молочного рынка также ищет возможности выйти в новые сегменты на рынке еды и напитков. К 2015 году компания намерена увеличить выручку до $5 млрд. Молочный рынок демонстрирует стабильные темпы роста - в среднем на 4-5% в год. Объем молочного рынка России оценивается в 40 млн тонн.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Российская практика M&A в разработке ПО: как снизить риски и создать для продуктов дополнительную ценность