Архив rb.ru

Деньги - худший подарок

Архив rb.ru

Лучше поощрите сотрудника ценным призом

Деньги - худший подарок

Практически ни один новогодний корпоративный праздник не обходится без подведения итогов, торжественных вручений и раздачи подарков. Эксперты сходятся во мнении - неважно, за что поощрять. Главное - не деньгами.

Новый год - это всегда хороший повод торжественно подвести итоги и отметить лучших сотрудников, напоминает Екатерина Денисова, ведущий консультант консалтинг-центра «Шаг». «При этом награждения тружеников несут в себе и чисто человеческую составляющую, ведь это всегда благодарность за год работы людей, их бессонные ночи, выходные в офисе, умение поддержать коллектив и адаптировать новых сотрудников», - поясняет Владимир Скрипниченко, менеджер по корпоративным коммуникациям коммуникационной группы «Кузьменков и партнеры».

Среди офисных сотрудников сети «Мир» ежегодно выделяют «самого результативного», «клиентоориентированного» и «лучшего командного игрока». В магазинах - лучшего продавца и лучшего работника на складах. Основная масса новогодних призов - поездки за рубеж, предметы бытовой техники, оплаченные компанией курсы. Главный приз - автомобиль «Лада» достается лучшему продавцу, рассказывает Галина Седова, HR-директор компании.

«В большинстве компаний особенно ценными призами руководство предпочитает поощрять сотрудников, в отношении которых на рынке труда наблюдается определенный дефицит, - специалистов отдела продаж, бухгалтеров и т. д.», - говорит Скрипниченко. Под Новый год в «Вымпелкоме» подводят итоги ежегодного конкурса «Бриллиантовая пчела», рассказывает Екатерина Осадчая, сотрудник пресс-службы компании. Приз - брошь с бриллиантами вручают 10-15 лучшим сотрудникам, внесшим наибольший вклад в развитие компании. Кандидатов номинируют менеджеры подразделений и затем их отбирают члены правления.

В «Силовых машинах» в этот Новый год будут награждать «лучших наставников» - победителей программы обучения. Всего, по словам Кирилла Татанова, менеджера корпоративного центра развития персонала, в конкурсе приняли участие 200 пар, из которых компания уже выбрала девять самых достойных претендентов на победу. Лучших на новогоднем мероприятии наградят видеокамерами, фотокамерами и DVD-плейерами.

«К новогодней вечеринке, как к любому корпоративному событию, нужно подходить прагматично: поставить задачи и решить их наилучшим образом», - советует Анна Бурова, замгендиректора «Экопси консалтинг». Но польза от производственных конкурсов, победителей которых награждают на приуроченных к Новому году праздниках, возможна, лишь когда их устроители соблюдают ряд правил, говорит Денисова из консалтинг-центра «Шаг».

Во-первых, критерии, по которым идет оценка и выбор победителей, должны быть известны всем сотрудникам. Во-вторых, соревнование должно идти продолжительное время - например, в течение года или сезона. И в-третьих, до сотрудников через какое-то время следует доносить промежуточные результаты. «Понятно, что не всем присущ азарт победы, кто-то быстро поймет, что пока «не дотягивает», но среди основных претендентов мотивация в ходе соревнования будет высокой», - поясняет Денисова.

Однако отмечать подарками и призами исключительно передовиков производства эксперты не советуют. «Все в детстве получали подарки к Новому году - это традиция, и компания, нарушающая ее, не расценивается как «дом», - говорит Скрипниченко из группы «Кузьменков и партнеры». В некоторых компаниях на праздниках устраивают небольшие развлекательные конкурсы, викторины и лотереи. Например, так поступают в компании «Эльдорадо», где «награды получают самые активные, веселые, артистичные», рассказывает Евгений Михеев, директор по персоналу компании. «Розыгрыши - интересный со спортивной и развлекательной точки зрения элемент корпоративного поощрения сотрудников», - отмечает Иван Калинин, руководитель отдела продвижения консалтинговой компании «Альт».

Однако он предупреждает, что, сделав их основным и единственным элементом, компания рискует получить недовольных, в число которых войдут те, кто не верит в собственную удачу или склонен во всем видеть подтасовки и махинации. Поэтому эксперты советуют дополнить развлекательные лотереи и розыгрыши обязательными для всех подарками.

«Целевые поздравления предпочтительнее лотереи с ценными призами, так как у сотрудников может появиться зависть к «счастливчикам», - делает вывод Бурова. Если же проводить лотереи и конкурсы, то желательно, чтобы призов, пусть и недорогих, хватило на максимальное количество людей. «На корпоративном празднике должно быть еще и весело», - напоминает она.

Работодатели сходятся во мнении - на новогодних мероприятиях поощрять сотрудников можно чем угодно, но только не деньгами. «Деньги - элемент финансовой мотивации, которой не место на торжествах и празднествах, где подарки должны носить больше поощрительный и развлекательный характер», - отмечает Калинин из «Альта». По его мнению, новогодние презенты должны быть полезны. «Деньги люди должны получать в виде зарплаты за регулярную работу, - рассуждает Елена Колмановская, главный редактор «Яндекса». - Разумность этих сумм и справедливость их распределения внутри компании увеличивают лояльность сотрудников».

Оксана Гончарова, Михаил Малыхин

Опубликовано в газете "Ведомости" 6 декабря 2006 года

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Нужна ли вам карта «Мир» и где ей пользоваться?