Top.Mail.Ru
Архив rb.ru

Деньги за автохлам начнут давать с Нового года

Архив rb.ru
Ольга Самофалова

Автор издания «РБ.РУ» (Архив)

Ольга Самофалова

Утилизировать старые авто в обмен на новые будут не по всей России

Деньги за автохлам начнут давать с Нового года
Сдать автомобиль в утиль и получить скидку в 50 тыс. рублей при покупке новой машины россияне смогут начиная с 1 января 2010 года, говорится в опубликованном Минпромторгом проекте программы по утилизации автомобилей в России.  Правда, такая возможность появится лишь у жителей определенных регионов. На всей территории России программа может заработать только в 2011 году, и то в случае успеха эксперимента. Правительство надеется простимулировать за счет этой программы покупку 199 тыс. новых авто.

Схема программы "наличные за автохлам" известна уже давно: она скопирована у Германии, которая первой придумала и реализовала ее в своей стране еще в начале 2009 года. Старый автомобиль обменивается на денежную премию, которую можно потратить на приобретение новой машины. В Германии размер выдаваемой премии равнялся 2500 евро, в России они будут в два раза скромней - 50 тыс. рублей. Минпромторг опубликовал  проект программы по утилизации автомобилей в России, где, наконец, озвучил сроки начала действия этой программы - с 1 января 2010 года до 1 января 2011 года.

Схема работы программы: сдача в утиль  

Итак, с Нового года россияне смогут сдать свой старый легковой автомобиль (снаряженной массой до 3,5 тонн) на утилизацию и взамен получить 50 тыс. рублей на покупку нового. Сдаваемая в утиль машина может быть как российского, так и иностранного производства, но в возрасте не менее 10 лет. Кроме того, б/у автомобиль должен быть зарегистрирован на последнего владельца как минимум в течение одного года. По данным агентства "Автостат", под действие этой программы попадает почти половина российского автопарка (более 56% автопарка) - каждый второй автомобиль, зарегистрированный в России, старше 10 лет.

Получение сертификата

Сдав "старенькую лошадку", ее владелец получает 50 тыс. рублей, однако не в виде живых денег, а в качестве сертификата номиналом на эту сумму. Сертификат будет действителен только на покупку нового автомобиля, причем, не любого, а вписывающегося в критерии Минпромторга. Согласно ним, со скидкой можно приобрести новый российский автомобиль или иномарку, производимую на российском заводе в рамках подписанного с Минэкономразвития соглашения о "промышленной сборке" (при этом, без разницы - по полному циклу или методом крупно-узловой сборки).

Покупка нового автомобиля

Полный перечень производителей и моделей машин, которые можно будет продавать со скидкой в 50 тыс. рублей, будет утвержден Минпромторгом позднее.  Однако исходя из опубликованных критериев, получается, что потратить сертификат номиналом 50 тыс. рублей россияне смогут на покупку любой модели Lada, что создает для "АвтоВАЗа" наиболее выгодное положение.

Плюс со скидкой купить можно будет такие легковые иномарки, собираемые в режиме "промышленной сборки", как:  Ford Focus и Mondeo, Renault Logan и Renault Sandero (запуск запланирован на 2010 год), Toyota Camry, Nissan Teana и X-Trail, Chevrolet Cruze и Chevrolet Antara (возобновление производства на заводе в Санкт-Петербурге планируется в 2010 году). Сертификат можно будет использовать на приобретение также Volkswagen Jetta, Passat, Passat CC, Tiguan, Touareg и Golf VI, а также Skoda Octavia, Octavia Tour, Fabia и Superb, и еще Audi A4, A5, Q5, A6 и Q7 (сборка двух последних моделей начнется в начале 2010 года). Все эти модели собираются на калужском заводе Volkswagen. В список также должны попасть бюджетная модель VW (по цене 440 тыс. рублей), которую немцы создали на базе Polo специально для российского рынка и которую хотят поставить на калужский конвейер в марте следующего года.

Калининградский завод "Автотор", "Тагаз" и китайские производства соглашения о "промсборке" не подписывали, поэтому под программу попадают только те модели, которые собираются на этих заводах со сваркой, окраской и сборкой кузовов или кабин (согласно критерию Минпромторга).  На "Автоторе" по полному циклу собирается только Chevrolet Lacetti. Продукция "Тагаза" - модели Hyundai - под критерий ведомства не попадают, так же как и продукция китайских компаний.  

Повезло только 19 регионам России

Впрочем, поучаствовать в утилизационной программе в следующем году смогут далеко не все россияне. Это экспериментальная программа, которая будет действовать только в Москве, Санкт-Петербурге и еще в 17 регионах России (всего 20% российских регионов). При составлении списка учитывались размер автопарка региона (не менее 2% от общероссийского парка) и уровень развития автобизнеса. На всей территории России программа может начать работать в 2011 году (и в 2012 году) в случае ее успеха в 2010 году.

Минпромторг ввел еще одно ограничение. Каждый регион также получает определенную квоту новых автомобилей, которые можно продать со скидкой. Например, в Москве обладателями машин со скидкой 50 тыс. рублей могут стать 36 218 покупателей, в северной столице - 16 119 человек, а в Самарской области - лишь 9 154 покупателя. Наименьшая квота выделяется на республику Удмуртии, Калининградскую, Ульяновскую и Калужскую области. Всего правительство намерено простимулировать продажу 199 тыс. новых машин российской сборки. Возможно, что в 2010 году продолжиться также действие программы льготного автокредитования, о чем говорил ранее Виктор Христенко. 

Перечень регионов, где в течение 2010 года будет действовать экспериментальная программа по утилизации старых автомобилей

№ п/п

Наименование субъекта Российской Федерации

Квота новых АТС, подлежащих продаже со скидкой, шт

  • 1.
г. Москва

36 218

  • 2.
Московская область

23 681

  • 3.
г. Санкт-Петербург

16 119

  • 4.
Краснодарский край

15 124

  • 5.
Свердловская область

12 736

  • 6.
Ростовская область

10 945

  • 7.
Республика Башкоркостан

10 945

  • 8.
Самарская область

9 154

  • 9.
Челябинская область

8 756

  • 10.
Республика Татарстан

8 557

  • 11.
Нижегородская область

7 761

  • 12.
Новосибирская область

7 562

  • 13.
Красноярский край

7 562

  • 14.
Приморский край

6 567

  • 15.
Ленинградская область

4 975

  • 16.
Республика Удмуртия

3 383

  • 17.
Калининградская область

3 184

  • 18.
Ульяновская область

2 985

  • 19.
Калужская область

2 786

 

Дилеры обеспокоены

Опубликованный Минпромторгом проект программы по утилизации автомобилей уточняет большинство моментов. Однако некоторые вопросы, например, где и когда появятся заводы по сборке и утилизации старых авто, остаются до сих пор не ясными.

Рабочая группа Минпромторга продолжает работать над уточнениями. Очередное заседание (закрытое) будет проведено завтра, 26 ноября, в Торгово-промышленной палате совместно с Российской ассоциацией автомобильных дилеров (РОАД). Как рассказал RB.ru глава РОАД Дмитрий Гулин, дилеров беспокоит в первую очередь сроки и гарантии возмещения субсидий. Продавцы машин хотят предложить участие в программе банков, которые бы смогли компенсировать дилерам временное выбытие средств при реализации программы, добавляет Гулин.

В проекте Минпромторга торговым организациям предлагается ежемесячно предоставлять в министерство заявление о предоставлении субсидий не позднее 5 числа месяца. В свою очередь ведомство принимает решение о предоставлении субсидии до 20-го числа месяца, и потом дается еще 10 дней на то, чтобы письменно уведомить об этом решении дилера и перечислить ему деньги (если принято положительное решение). Получается, объясняет Гулин, что если клиенты покупали по сертификатам машины в начале месяца, то дилеру субсидии вернутся только через два месяца, что может стать критичным для продавцов, у которых из-за кризиса и так наблюдается дефицит ликвидности.

На предоставление субсидий по возмещению потерь в доходах торговых организаций при продаже новых автомобилей в 2010 году планируется направить 9,950 млрд рублей. На организацию проведения эксперимента - 50 млн рублей.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Куда пойти, если вы хотите запустить бизнес в Латинской Америке