Дешевой одежды скоро не станет

Расскажите друзьям
Ольга
Ольга

Вслед за резким скачком цен на продукты ожидается подорожание одежды, в том числе и в России

Вслед за ростом цен на продовольствие потребителям в Европе и США стоит готовиться к удорожанию одежды. Это произойдет из-за резкого скачка расходов производителей одежды на сырье и рабочую силу, прогнозируют западные эксперты. Увеличение стоимости одежды может коснуться и России. Правда, российские потребители, скорее всего, этого не заметят из-за специфики одежного рынка.

Как передает сегодня BBC News, производители одежды начали серьезно страдать от повышения цен на материалы, сырье и скачка цен на нефть. В Индии и Китае ткацкая промышленность уже находится в тяжелейшей ситуации.

Хлопок дорожает

Еще в прошлом году обозначился дефицит хлопка, который в этом обострится еще больше. Предложение растет недостаточно быстро. В этом году, по прогнозу Международного консультативного комитета по хлопку (ICAC), уровень производства в мире достигнет пика в 26,9 млн тонн хлопка, а спрос составит 27,5 млн тонн. И при этом корень всех проблем  лежит на американском рынке. В США все больше фермеров, выращивавших хлопок, переключаются на более прибыльные культуры - сою, кукурузу и пшеницу, рынки сбыта которых растут все стремительнее (подробнее в доп.материале).

По прогнозу ICAC, в этом году международные цены на хлопок, вырастут больше чем на 8%. Эксперты по финансовым рынкам считают, сырье может подорожать еще сильней. Цены на хлопок по фьючерсным контрактам на май на Межконтинентальной бирже уже составляют порядка 71 цента за фунт. Фьючерсные контракты на декабрь торгуются примерно по 83 цента за фунт. "Мне кажется, таким возбужденным рынок не был с 1995 года, а ситуация такова, что подобное положение может сохраниться еще несколько лет", - говорит Майк Стивенс из финансового дома  Swiss Financial Services.

В прошлом году хлопок подорожал на 40%, а в этом году, по некоторым оценкам, его стоимость может удвоится, говорит RB.ru аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков.

Энергетика дорожает

Однако дорогой хлопок - это только один из факторов, негативно влияющих на производителей одежды. "Все упирается в энергетику. Мы, по существу, испытываем сейчас глобальный недостаток энергии", - говорит глава отдела сырья и ресурсов  фонда Investec Asset Management Брэдли Джордж. "Расходы на энергетику и прочее индивидуальны для каждого предприятия. В среднем их рост по экономике составил примерно 10%", - говорит RB.ru Сергей Фильченков.

Зарплаты в Китае растут

Кроме того, выросли зарплаты работников на производстве, особенно в Китае. Производители одежды в Китае и Индии, а также во многих других странах  Юго-восточной и Средней Азии испытывают трудности с ростом издержек. По данным Фильченкова, в прошлом году рабочая сила подорожала на одежных предприятиях на 12-16%. И чем дальше, тем меньше им будет удаваться экономить на рабочей силе.  "Цены будут вынуждены поднять те же китайские переработчики сырья, чтобы поддержать рентабельность на фоне дорожающего сырья", - добавляет аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков.

В структуре затрат производителя одежды рабочая сила составляет 35, материалы -  25%, оставшиеся 40% приходятся на администрирование: менеджмент, управление качеством и дизайн.

Одежда в России подорожает

Эти проблемы прямым образом могут отразиться на российских компаниях. Одежду низкого и среднего ценового сегмента в России давно никто не производит - невыгодно. Российские компании заказывают ее пошив на китайских и других азиатских фабриках.  Из известных одежников в России собственным производством занимаются разве что "Глория-Джинс" и ФОСП. В основном, в России производится одежда среднего и высокого ценовых сегментов, так как это экономически оправданно. К примеру, в России шьют одежду таких брендов, как Vassа и Gregory (продают от $170-200 за штуку).

"Рост цен на одежду вполне вероятен", - говорит RB.ru аналитик ИК "Финам" Сергей Фильченков. "Растут и другие издержки участников российского рынка одежды, в частности за счет увеличения транспортных расходов, ставок аренды и т.д.", - говорит Фильченков. Как результат, одежда в России вполне может дорожать достаточно высокими темпами - 20-30% в год, прогнозирует эксперт. По его мнению, наиболее высокими темпами цены будут расти в среднем ценовом сегменте одежды, где на фоне увеличивающихся доходов потребителей производители могут себе позволить повышать стоимость товаров.

Впрочем, генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды (АПРИМ) Мария Сморчкова считает, что резкого скачка цен на одежду для российских потребителей не будет. По ее словам, российские одежники теряют прибыльность на фоне увеличения издержек на сырье, арендных ставок, заработной платы и т.д. При этом резко повышать цены они не торопятся. Российские компании находятся на этапе решения других задач - повысить долю рынка и обороты за счет открытия большего количества магазинов. Если молоко и хлеб даже при его удорожании все равно приходится покупать, то с покупкой кофточки можно и повременить.

В любом случае, потребителям сложно будет ощутить изменения цен на одежду, как это происходит, например, при росте стоимости продуктов питания, где есть четкие индикаторы оценки, говорит Сморчкова. К тому же в одежде постоянно меняется мода, популярные цвета, ткани и т.д.  Да и в результате ростов дохода населения россияне сами все чаще предпочитают покупать меньше, но более дорогую одежду, добавляет собеседник RB.ru.


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase