Десятки тысяч компаний могут лишиться своих названий

Расскажите друзьям
Александр
Александр

Вступившая в силу IV часть Гражданского кодекса может заставить поменять название тысячи компаний

С 1 января 2008 года вступила в силу IV часть Гражданского кодекса РФ, согласно которой компаниям запрещено использовать в фирменных наименованиях официальные названия государств - как российского, так и иностранных. В итоге тысячи компаний могут поменять название.

Фирменные наименования в России отдельным законом не регулировались с 1927 года и компании могли использовать в названии слова "Россия" и "Российская Федерация", уплатив пошлину в бюджет, а использование названий иностранных государств вообще не регулировалось.

Шок для юристов

Новый закон уже шокировал юристов. Так, отдельной статьей новой главы ГК компаниям запрещается использовать в фирменных наименованиях официальные названия государств - как российского, так и иностранных - и даже производных от них. Следить за соблюдением закона будут регистрирующие органы. При попытке компании с неправильным названием внести любые изменения в учредительные документы налоговые инспекции будут вправе через суд требовать сменить наименование.

По новым нормам принадлежность к России смогут отражать в названии только компании, более 75% акций которых принадлежит государству. Такая высокая планка недоступна даже "Аэрофлоту", полное наименование которого звучит как "Аэрофлот - Российские авиалинии". Государству, в авиакомпании принадлежит всего лишь контрольный пакет акций.

Руководство "Аэрофлота" намерено обратиться в правительство с просьбой оставить "российские авиалинии" в названии, сообщил "Ведомостям" представитель компании. "Аэрофлот" хоть и не имеет официального статуса "национальный перевозчик", но фактически им является, пояснил он. Тем более что "Аэрофлот" использует это словосочетание с разрешения правительства и платит за него пошлину.

В компании "Нестле Россия" ("дочка" швейцарской Nestle), получившей разрешение использовать название страны в фирменном наименовании от правительства еще в 2006 году также надеются на пролонгацию разрешения. В настоящий момент специалисты компании изучают ситуацию и ждут разъяснений о практическом применении положений ГК.

Между тем, сказал газете представитель "Нестле Россия", в международной практике использование названий государств в наименовании компаний не связано с принадлежностью пакета ее акций определенной стране.

В страховой компании "Росно" также ждут выхода подзаконных нормативных актов, поясняющих порядок применения статьи 1473 ГК, чтобы решить судьбу полного фирменного наименования.

А вот "Росгосстрах" готов привести свое полное фирменное наименование - Российская государственная страховая компания - в соответствие с новыми требованиями законодательства. По мнению представителя компании, проблем это не повлечет, ведь сокращенное название "Росгосстрах" и одноименный торговый знак законодательству не противоречат.

Иностранцы

При прямом толковании положений ГК в зону риска попадают и компании, указывающие в названии на иностранное происхождение, например "Дойче банк" или British American Tobacco. До появления практики применения новой нормы неясно, что может быть признано производным словом, пишет газета.

Запрет на одинаковость

В IV главе ГК появился также запрет на использование одинаковых названий компаниями, занимающимися аналогичной деятельностью. Раньше налоговые инспекции регистрировали под одинаковым названием компании разной организационной формы - например, ООО и ЗАО - даже просто при разном ИНН. Например, в России существует, около 400 компаний "Березка" и более 2300 организаций, содержащих это слово в названии. Теперь право сохранить названия получат те, чьи данные были занесены в Единый государственный реестр юридических лиц раньше других.

Так как запретить "неправильное" название можно только через суд, то у компаний есть возможность отстоять свое фирменное название, например, объяснив суду, что ее название создано по иностранному праву, - объяснил Ведомостям один из разработчиков ГК. Эксперты опасаются, что новые требования к фирменным наименованиям позволят налоговым инспекторам создавать сложности для нелюбимых компаний.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase